В конце 2002 года «Первый» создал собственную Службу измерений телеаудитории, основанную на технологии CATI (Computer Assisted Telephone Interviewing) – компьютерной системе телефонного опроса. В 2011 году ее дополнила служба «СТИ-Мобайл». Правда, СТИ занималась изучением только московского телерынка. Полученные данные использовались для корректировки и совершенствования структуры вещания.
В 2005 году «Первый» отказался от услуг TNS, при этом селлер «Видео Интернешнл» продолжал продавать рекламу в эфире канала на основе данных медиаизмерителя. Руководство вещателя неоднократно высказывало сомнения по поводу достоверности измерений TNS.
«Признавая панель TNS как истину, мы должны признать и то, что люди в нашей стране не интересуются ничем, кроме однообразных криминальных сериалов и надоевших историй про людей из шоу-бизнеса, которые, по неведомой мне причине, считаются звёздами. Мне сообщают: «Ты не поверишь!», и я действительно не верю. Имею для этого все научные и логические обоснования», - заявлял в 2012 году гендиректор канала Константин Эрнст.
Сравнивать аудиторию «Первого канала» с охватом интернет-площадок стало «доброй» традицией. СМИ регулярно анализировали данные TNS, пытаясь найти признаки наступления digital на традиционные медиа. Эрнст скептически относился к подобным материалам. «Мы, в принципе, давно не заблуждаемся в вопросе о том, как TNS считает телевидение. К счастью, наши рекламодатели вполне вменяемы и по-прежнему способны отличать квадратное от лживого», — говорил он газете «Ведомости» в декабре.
Тем не менее все крупные телекомпании надеялись на реформу системы и даже создали Индустриальный комитет по телеизмерениям (ИКТ). Вещатели выступали за расширение панели, учет онлайн-потребления, повышение прозрачности процесса сбора и обработки данных. В 2014 году участники рынка попытались провести тендер и выбрать единого телеизмерителя, но в итоге отменили конкурс из-за нестабильной экономической ситуации.
Переломить тренд удалось после принятия поправок Андрея Лугового. С подачи депутата Госдумы компаниям с иностранными владельцами запретили заниматься телевизионными измерениями в России. Новые требования заставили холдинг WPP продать долю в TNS Russia. Контроль над компанией перешел к государственной «ВЦИОМ-медиа», которая ради сделки взяла кредит в госбанке ВТБ. Источники называли заказчиком атаки банкира Юрия Ковальчука, чьи структуры владеют крупнейшими российскими медиа.
Дальше ситуация развивалась вполне предсказуемо: TNS Russia сменила название на Mediascope и стала единым национальным измерителем телеаудитории. Заявки в Роскомнадзор также подавали Romir, MediaHills и GS Group (технический партнер «Триколор ТВ»), но получить заветный статус им не удалось.
Сегодня стало известно, что «Первый канал» снова будет пользоваться услугами Mediascope - после длительного периода «холодной войны», которая длилась более десяти лет, стороны подписали договор.
Константин Эрнст, генеральный директор Первого канала:
Подписанию этого контракта предшествовали наши длительные переговоры и обсуждения с компанией Mediascope системы телеизмерений и необходимости ее трансформации. Мы рассчитываем, что эта система, как нас и заверили, действительно изменится, существенно улучшится и в результате через непродолжительное время будет показывать реальную картину телесмотрения в стране. Так что в каком-то смысле мы подписали контракт с будущим "Медиаскопом".