Среднесуточная аудитория радио в Москве за март—май 2020 года составила 6 млн человек, что почти на 8,9% меньше, чем в аналогичный период прошлого года. Такие данные приводятся в отчете Mediascope, который “Ъ” получил в одной из радиокомпаний; в Mediascope их подтвердили.
Во время пандемии уменьшилось слушание в автомобилях, временно утратила актуальность привычка включать утреннее радиошоу, практически исчез вечерний «драйв-тайм», когда люди стоят в пробках, возвращаясь из офисов, объясняет первый заместитель гендиректора «Европейской медиагруппы» («Европа Плюс», «Ретро FM» и др.) Александр Полесицкий: «Увеличение доли домашнего слушания не смогло компенсировать эти потери в полной мере». В то же время, подчеркивает главный редактор «Коммерсантъ FM» Алексей Воробьев, более показательный для рынка коэффициент AQH (среднее количество слушателей в 15-минутном интервале) снизился незначительно: с 14,26% до 13,93%, или на 29 тыс. человек, до 1,525 млн слушателей. То есть пандемия и сопровождающие ее ограничения не повлияли на аудиторию так сильно, как могли бы, заключает он.
Например, радио Energy показало падение на 23%, Romantika — на 16%, Like FM — на 15,6%, Monte Carlo — на 14,7%, «Наше радио» — на 14,8%. Одновременно прирост аудитории ощутили разговорные радиостанции: радио «Культура» — на 38,5%, «Эхо Москвы» — на 10,8%, «Комсомольская правда» — на 8,6%, «Серебряный дождь» — на 4,8%, «Коммерсантъ FM» — на 4,4%. Впрочем, из этого тренда есть исключения: музыкальные «Русский хит» и «Новое радио» прибавили аудиторию на 36,9% и на 13% соответственно, а у разговорных «Радио России» и «Говорит Москва» она снизилась на 17,7% и 15,8% соответственно.
Самым неопределенным месяцем стал апрель, когда мэрия ввела ограничения и цифровые пропуска для передвижения по городу, говорит гендиректор «ГПМ Радио» («Авторадио», «Юмор FM» и др.) Юрий Костин: «Юмористический контент и динамичная музыка менее популярны в периоды неопределенности». Музыкальные станции теряли аудиторию, для которой характерно ситуационное слушание, отмечает Александр Полесицкий, а гендиректор «Мультимедиа холдинга» («Наше радио», Rock FM и др.) Евгения Киселева указывает на повышенный интерес к новостям. Впрочем, по мере отмены ограничений ситуация восстанавливается, говорят все трое. «Если динамика снятия ограничений сохранится и второй волны пандемии не будет, к концу третьего квартала аудитория вернется на 80–90%, а к четвертому кварталу — на 100%,— прогнозирует гендиректор "Русской медиагруппы" ("Русское радио" и др.) Роман Саркисов.— Возможно, в этом году даже не будет столь выраженной сезонной летней просадки, так как многие отменили отпуска и останутся на работе».
«Хорошо будет, если мы до конца года вернемся к прежним показателям»,— говорит Евгения Киселева. Ранее в Минкомсвязи прогнозировали, что радийные рекламные бюджеты по итогам года упадут более чем наполовину, или на 8 млрд руб., что делает радио самым уязвимым медиа. В первом квартале, по данным Ассоциации коммуникационных агентств России, бюджеты на радио уже сократились на 17%, до 2,9 млрд руб. Несмотря на меры поддержки, основатель радио «Серебряный дождь» Дмитрий Савицкий заявлял, что из-за падения доходов от рекламы радиостанция может сменить формат и название, переориентировавшись на музыкальное вещание. «Мы быстрее, чем ТВ, ощутили падение рекламных доходов, но и восстанавливаемся быстрее»,— оптимистичен Роман Саркисов. По его мнению, при благоприятном развитии событий вместе с восстановлением аудитории оживет и рекламный рынок.
Валерия Лебедева