А он просто диджей на радио,
И он, в общем, не бедный парень, кстати, но…
<Банд’Эрос>
Не бедный насколько?
Радиоведущие.ру долгое время не поднимали тему заработной платы. Не поднимали потому, что воспитанные люди обсуждают размеры зарплаты только со своим руководителем. Причина этого табу понятна. Неприкосновенность личной жизни (privacy), условия контракта и мудрое желание не иметь завистников.
И это правильно. Люди, которые интересуются чужой зарплатой, скорее всего не довольны своей. Поэтому реакцией на вашу откровенность будут досада, злоба, сплетни. Кто бы ни вытягивал вас на подобный разговор, лучше его избежать.
Казалось бы, причина нашего интереса к оплате труда на коммерческих радиостанциях только в искреннем желании помочь радиоведущим правильно построить свою карьеру. Ничего личного. Но радио умеет хранить свои секреты. Поэтому Радиведущие.ру использовали в основном открытые источники и данные рекрутинговых компаний о заработных платах на ведущих московских радиостанциях (top 20 по рейтингу TNS).
Итак. Столичные радиоведущие получают «белую» зарплату и работают в основном по контракту. Длительность контракта 1 год, реже 2-3 года. Времена «серых зарплат» в конвертах закончились в начале века.
На московских радиостанциях существует два способа материального вознаграждения радиоведущих: почасовой и фиксированный (оклад). У каждого из них есть свои плюсы и минусы. Фиксированный или смешанный гонорар чаще получают сотрудники разговорных радиостанций, где длительность шоу традиционно короче, чем на музыкальном радио.
Из чего складывается сумма контракта? При оценке труда радиоведущего обычно принимается во внимание следующее:
Традиционно для нашей страны на уровень зарплаты влияет лояльность руководителя. Однако, в нашем исследовании это дополнительная опция.
Таким образом, материальное вознаграждение радиоведущего в основном зависит от успеха радиостанции на рынке в принципе, хотя прямой зависимости от рейтингов нет. Иногда радиоведущие имеют неплохие контракты на радиостанциях «из подвала», где процесс создания продукта хорошо оптимизирован или менеджмент выделяет вклад работников эфира в общий бизнес.
И все-таки достойную зарплату, скорее всего, обеспечит работа на радиостанции, имеющей большую аудиторию на крупном рынке. В основном это города-миллионники.
Поскольку столичный эфир разделен между собой несколькими крупными медиахолдингами (Газпром-Медиа, ЕМГ, РМГ, ВГТРК и др.), также имеет значение практика оплаты труда, сложившаяся у того или иного собственника.
Давайте рассмотрим иные критерии.
Формат радиостанции. Содержание коллектива информационной радиостанции обходится дорого акционерам. Музыкальные же станции имеют компактный коллектив сотрудников при минимальных затратах на создание контента, основную долю которого составляет музыка. Зарплата ведущих новостных и разговорных радиостанций по технологическим причинам ниже, хотя часто требует более высокой квалификации и образования. Вряд ли эта тенденция изменится в будущем, хотя назвать ее справедливой сложно.
Еще одно замечание по формату. В мире существует практика исследования финансовой емкости формата. То есть изучение возможностей заработка радиостанции на определенных вкусовых пристрастиях жителей определенной территории. Таким образом, в одних городах больше популярны радиостанции формата AC, в других Soft Rock, а в третьих News/Talk или даже Talk&Roll. В связи с этим умение радиоведущего работать в различных форматах позволяет выбрать именно тот, который позволит заключить более выгодный контракт на определенном рынке. На данный момент самыми распространенными и успешными форматами на территории России являются AC и CHR.
Сегмент эфира. Традиционно суточный эфир радиостанции делится на временные сегменты: утренний эфир (morning show), дневной эфир (mid-day show), вечерний прайм-тайм (drive time show), вечерний эфир (evening show), ночной эфир (night show). Наиболее значимы для радиостанции утренний и вечерний пик аудитории, поэтому они доверяются наиболее опытным и интересным ведущим (hard dj’s). Стоимость часа их работы наиболее комфортна.
Ведущие утреннего шоу имеют особый статус, потому что подготовка качественной ежедневной программы весьма трудоемкий процесс. Классический подход: 1 час шоу требует 1 часа подготовки. 4 часа ежедневного утреннего шоу по будням с полноценной подготовкой это колоссальная нагрузка на организм и интеллект. Без продюсера – адский труд.
Профессиональные качества. Каждый работодатель подходит к набору штатных работников эфира сугубо индивидуально. Список желательных знаний, умений и навыков потенциального работника на отдельной взятой радиостанции может удивить: от «фотогеничной внешности» до «бодрой подачи материала».
Вот лишь некоторые качества, которые увеличивают стоимость работы радиоведущего:
И, конечно, полная техническая оснащенность: знание эфирных компьютерных программ, умение писать и редактировать тексты, конферировать музыкальную программу, брать интервью, работать с профессиональной техникой и многое другое. Важно также понимание того, как устроено коммерческое радиовещание в принципе.
Опыт. Обучение даже очень талантливого новичка «с нуля» длится долго. На этого на радиостанциях нет ни времени, ни возможности. Опыт, который позволит вам рассчитывать на хорошую работу на крупном рынке, – 3-5 лет.
Данный критерий часто является серьезным препятствием для начинающих радиоведущих. Действительно, без достаточного опыта работы сложно рассчитывать на хорошую позицию в эфире крупной радиостанции. Вопрос, где этот опыт набрать?
Длительность шоу. Интересная закономерность. Ночные радиоведущие традиционно имеют более низкую индивидуальную ставку оплаты на радиостанции. Однако при этом получают ежемесячную зарплату, сопоставимую с радиоведущими, которые работают в прайм-тайм. Это происходит из-за того, что они проводят больше времени в прямом эфире. Смена дневного радиоведущего длится 3-4 часа, а ночного от 6 до 8 и даже 9 часов. В этом случае важность и сложность утреннего эфира компенсируется психофизическими издержками ночной работы. В этом есть определенная справедливость. Если вы молоды, у вас нет семьи, и вы любите ночной образ жизни, работа ночным ведущим на столичной радиостанции отличный старт.
Также обстоят дела и с ведущими выходного дня. Компенсацией за небольшое количество часов в эфире (в среднем 12 часов за уикенд) является возможность подрабатывать в будние дни. К тому же, согласитесь, не каждый может похвастаться пятью выходными днями в неделю. Идеальный вариант для мам и трудоголиков.
Известность. Для радиоведущего известность важна, но не обязательна. Хотя закон конвертации паблисити прекрасно работает на радио. Здесь очень хорошо можно продать свою известность, что некоторые с успехом и делают. Многие известные люди (Алексей Митрофанов, Анна Семенович, Ксения Собчак и др.), имеют свое оригинальное шоу на радио.
При этом некоторые радиостанции сознательно не культивируют своих собственных звезд. Логика сомнительная, но она существует. Радиоведущий, которого вы продвигаете, дороже обходится радиостанции, чем рядовые сотрудники. К тому же со временем ваша звезда становится лакомым куском для конкурентов, а, значит, является бесконечным предметом торга: зарплата, условия работы, компенсации, служебный автомобиль и прочее.
Обычная позиция крупных радиостанций – приглашение звезды (раскрученного медийного лица, известного радиоведущего) со стороны на заранее оговоренных условиях (год-два) на конкретный проект.
Подведем итог. Путь от ночного ведущего на радио к звездному статусу, статусу персоналити, довольно долог, часто занимает добрый десяток лет и, как правило, лежит через телевидение и серьезную работу над собой.
А теперь о цифрах. Ставка радиоведущего в зависимости от соответствия вышеописанным критериям колеблется от 500 до 1000 рублей в час (данные из открытых источников на июнь 2014 года):
Статус радиоведущего | Размер почасовой оплаты руб. | Длительность эфирной смены ч | Месячная зарплата тыс. руб. |
---|---|---|---|
Ведущий ночного эфира | от 500 | 6-8 | 40-70 |
Ведущий выходного дня | от 500 | 6-9 | 40-70 |
Ведущий дневного эфира Ведущий вечернего эфира |
от 700 | 3-6 | 50-80 |
Вечерний прайм- тайм | от 800 | 3-4 | 70-110 |
Утреннее шоу | от 900 | 3-4 | 80-120 и выше |
Оригинальное шоу (персоналити, приглашенная звезда) | индивидуально | 2-3 | до 250 |
Представленная таблица не претендует на объективность и является лишь поводом для размышлений. По понятным причинам в ней не учтены возможности дополнительного заработка на радиостанции (запись роликов, промо, специальных программ, участие в рекламных акциях и т.д.).
Если не брать во внимание зарплаты звезд, назвать вышеприведенные цифры сверхдоходами нельзя (средняя зарплата в Москва на июнь 2014 года составляет 41 000 руб.). Однако работа на радио по-прежнему престижна и открывает большие перспективы. Радиоведущие в региональных центрах получают в разы меньше.
Имя, которое вы заработаете на радио, будет долго работать на вас и поможет выстроить прекрасную карьеру в медиа и шоу-бизнесе. А там и миллионные контракты не за горами.
О заработных платах других сотрудников радиостанций (звукорежиссер, продюсер, программный директор, ведущий новостей, инженер и др.) мы, возможно, поговорим в будущем.
Удачи и радости в творчестве!
Автор: Алексей Зверев