Довольно динамичной и наиболее информативной получилась дневная сессия выступлений при участии профессоров факультета коммуникаций, медиа и дизайна НИУ ВШЭ Александра Шарикова и Сергея Корзуна, главного редактора русскоязычного журнала «Швейцария на ладони» и руководителя «Ассоциации журналистов и СМИ зарубежья» Светланы Конев, а также пресс-секретаря Федерального агентства по делам молодёжи Маргариты Кокоевой. При всём разнообразии формулировок заявленных тем выступления спикеров объединяло одно — роль русского языка в медийном пространстве.
Александр Шариков представил любопытные результаты своего исследования. За точку отсчёта периода учёный взял 2010 год: «Именно в это время под эгидой Роспечати был выпущен каталог русскоязычных радиостанций мира», — пояснил он. В каталоге содержалось описание радиостанций 175 стран, где осуществляется вещание на русском языке. В 2018 году в рамках исследования Высшей школы экономики был получен ряд данных, который и сравнили с показателями 2010 года, чтобы наглядно увидеть динамику изменений. Команда Тины Бережной при помощи технологии big data обработала 220 000 записей радиостанций, в описательные параметры которых входили такие категории, как «Страна», «Город», «Частота вещания», «Принадлежность к стране вещания», «Язык вещания». В выборку попали радиостанции из 254 стран, вещающих на 204 языках.
В ходе исследования выделились две основные тенденции — развитие государственных радиостанций, или то, что называется иновещанием во всём мире, и развитие негосударственных радиостанций. У государственных Александр Шариков выделил пять основных пунктов изменения вещательной политики:
отказ ряда стран от мощного вещания;
перевод вещания в Интернет;
переход к комплексной вещательной политике;
переход к мультимедийной форме представления информации;
уменьшение числа языков вещания.
Но при этом возросло количество зарубежных радиостанций, вещающих на русском языке: в 2010 году их было всего 175 в 50 странах, а в 2018 — уже 349 в 56 государствах за пределами Российской Федерации. Что касается перевода вещания в Интернет, то общее число доменов второго уровня в мировом виртуальном пространстве за тот же временной период подскочило с 192 миллионов единиц до 331 — такие данные предоставляет Council of European National Top-Level Domain Registers.
Негосударственные станции развиваются несколько иначе. В их сегменте преобладают:
параллельный рост как эфирных, так и онлайновых радиостанций;
развитие франчайзинга;
освоение мобильных приложений;
освоение подкастинга и других инноваций, связанных с цифровыми технологиями.
Именно будущему подкастинга в России был посвящён доклад Сергея Корзуна: «Точнее, у меня не доклад, а предложение создать удобную платформу для аудиоподкастов, которая смогла бы объединить всех российских радиовещателей. Площадка должна быть предназначена именно для русскоязычных голосовых записей, а не музыкальных клипов, при ограниченном круге авторов, включающий в себя только авторизованные профессиональные медиа, — то есть, образование устойчивой клубной структуры, например, союза бродкастеров с приёмом в него новых членов, предварительно прошедших профессиональный фильтр». Безусловно, существует iTunes и SoundClouds, есть отечественный PodFM, у каждого вещателя свой ресурс — зачем ещё одна? Но процесс «съедания» видеосервисами эфирного телевидения скоро будет иметь аналог и в сфере отношений аудиоподкастов с радио. И тут уже встаёт вопрос монетизации. Для этого нужно обеспечить надёжную аналитику сервиса. Зарубежные журналисты уже окрестили подкасты «святым Граалем» для рекламодателей, ведь подкасты не только скачивают, но и слушают непосредственно в стриминге. И за рубежом данный сегмент уже давно приносит прибыль, причем от года к году наблюдается положительная динамика.
Доклады остальных спикеров носили более общий характер. Светлана Конев обратила внимание на проблемы современных гибридных войн, а Маргарита Кокоева отметила важность сохранения чистоты русского языка на фоне процессов глобализации и функционирования транснациональных медиакомпаний как важный фактор сохранения национальной культуры. На круглом столе «Как спорт может формировать политическую картину дня» Юрий Ерёменко, соучредитель «Медиа-альянса русских сообществ» в Германии, в подтверждение опасений относительно падения статуса русского языка на международной арене заметил, что если раньше русский язык в немецких СМИ называли «мировым» языком, то сейчас он стал «мигрантским», что существенно меняет суть самого лингвистического определения.
Но самым любопытным заявлением в рамках форума стало предложение советника генерального директора ЮНЕСКО Генриха Юшкявичюса. Говоря о медиа в целом, затрагивая особенности и радио, и телевидения, он привёл статистику доходов от рекламы государственного ТВ и призвал отказаться от рекламы, заменив доходы от неё абонентской платой. При этом стоимость на каждого жителя Российской Федерации, считает он, не превысила бы 70 рублей.
По итогам форума можно сделать следующие выводы: русский язык остаётся для миллионов радиослушателей языком межнационального общения, поэтому русскоязычное вещание, несмотря на сложность политической обстановки, по-прежнему востребовано.
Юлия Белоус