Виктор Шкулев приобрел контрольный пакет АО «Ажур-Медиа», издателя петербургской интернет-газеты «Фонтанка.ру». Об этом в четверг, 10 января, сообщило на своем сайте само издание.
«Прежние партнеры приняли решение о полном выходе из бизнеса», — приводятся в официальном сообщении слова председателя совета директоров «Ажур-Медиа» Андрея Константинова (Баконина). Контрольный пакет продала девелоперская компания Fort Group, уточнил РБК Шкулев, отказавшись уточнить сумму сделки. Управляющий партнер Fort Group Максим Левченко не ответил на вопросы РБК.
Шкулев — совладелец медиагруппы Hearst Shkulev Media, выпускающей, в частности, российские версии журналов Elle, Maxim, Marie Claire, Psychologies, телегид «Антенна-Телесемь», еженедельник Starhit. Американской Hearst принадлежит 20% российской медиагруппы. Шкулев уточнил, что к покупке контрольного пакета Hearst не имеет никакого отношения, это личная инвестиция.
Влиятельное СМИ
Интернет-газета «Фонтанка.ру» была основана в 1999 году журналистами Андреем Константиновым, Александром Горшковым, Андреем Потапенко и Евгением Вышенковым. В апреле 2013 года основным владельцем «Ажур-Медиа» (51%) стал шведский концерн Bonnier AB. Сумма сделки тогда оценивалась в $7,5 млн. Но в декабре 2015 года шведы были вынуждены избавиться от контрольного пакета — с января 2016 года вступили в силу поправки в закон «О СМИ», запретившие иностранцам владеть более 20% в компании — учредителе любого российского СМИ. «Фонтанка.ру» тогда заявляла, что 51% «Ажур-Медиа» выкупили обратно миноритарии. Позже стало известно, что пакет достался Fort Group.
Ежедневная всероссийская аудитория сайта fontanka.ru только на десктопах в ноябре 2018 года превышала, по данным Mediascope, 91 тыс. человек в возрасте 12–64 лет, на мобильных устройствах ежедневная аудитория только в городах с населением от 100 тыс. человек достигала 34 тыс. россиян.
При относительно небольшой аудитории «Фонтанка.ру» является одним из самых цитируемых в целом по России изданий. По итогам ноября 2018 года «Фонтанка.ру» занимала седьмое место среди самых цитируемых интернет-ресурсов по версии «Медиалогии»: ее индекс цитируемости в том месяце равнялся 298,23 балла, тогда как, к примеру, у находящегося на пятой строчке Life.ru — 325,52.
В 2017 году выручка АО «Ажур-Медиа», по данным базы СПАРК, превысила 164 млн руб., прибыль от основной деятельности составила более 26 млн руб., чистая прибыль — более 18 млн. Данных за 2018 год еще нет.
«Успешное локальное медиа»
Помимо издания журналов Hearst Shkulev Media сегодня активно развивает интернет-проекты — в частности, группе принадлежит сеть региональных сайтов. «Мы уже себя называем медиагруппой, а не издательским домом, коли мы имеем такой приличный доход в интернете. Представьте себе, если у нас работает сегодня в интернете более 1 тыс. человек», — говорил Шкулев еще в 2014 году в интервью РБК.
Общая ежедневная российская аудитория 32 проектов Hearst Shkulev Media только на десктопах в ноябре 2018 года превышала, по данным Mediascope, 1,4 млн человек в возрасте 12–64 лет. Среди самых популярных городских сайтов, которыми управляет Hearst Shkulev Media, — екатеринбургский e1.ru (202 тыс. человек в день) и новосибирский ngs.ru (161 тыс.).
«Мы движемся в направлении, когда, создав сеть из региональных сайтов, мы в этих сетях тоже занимаемся монетизацией наиболее перспективных направлений, — рассказывал в 2014 году Шкулев. — По большому счету наше основное направление сегодня в региональных сайтах — это классифайд».
Ставка на цифру и классифайд
В своем развитии Hearst Shkulev Media во многом напоминает немецкую медиагруппу Axel Springer. Сам Шкулев в интервью РБК в 2014 году признавал, что движется с немцами в одном направлении: «Мы так же, как, наверное, Axel Springer, поняли, что для того, чтобы быть успешными в интернете, надо жить по тем законам, которые в этом бизнесе приняты».
Ранее известная прежде всего как издатель периодики немецкая Axel Springer в 2010-х годах сделала ставку на интернет и в целом цифровую среду. По итогам девяти месяцев 2018 года диджитал обеспечивал 69% выручки всей группы и 81% ее скорректированной EBITDA. Одним из ключевых активов стали онлайн-классифайды. Их доля в общей выручке достигает уже 38%, а в EBITDA — уже 61%.
О планах «быть в питерском бизнесе» Шкулев говорил еще в октябре 2018 года в интервью Znak.com, отмечая, что «там есть возможность делать успешное локальное медиа».
«Мы будем очень активно развивать «Фонтанку» как городское современное медиа, самое актуальное и авторитетное издание в городе», — обещает сейчас Шкулев. Серьезных изменений редакционной политики не предвидится, утверждает Константинов.
Фото: Владислав Лоншаков / «Коммерсантъ»