Депутат нижней палаты парламента Андрей Крутов готовит поправки в Федеральный закон № 38-ФЗ «О рекламе». В частности, законодатель предлагает запретить компаниям, оказывающим платные услуги своим клиентам, «привязывать» к ним носители рекламной информации, на которые клиент не соглашался.
На сегодняшний день многие граждане, оплачивая определенный товар или услугу, сталкиваются с тем, что в довесок в их поле зрения попадает навязанная им реклама.
Так, весьма популярна принудительная реклама в кинотеатрах страны. Однажды вечером, пожелав посмотреть какой-нибудь новый фильм, группа людей направляется к кассам кинотеатра. Там они приобретают билеты, платят деньги и в указанное время идут в зал. Как правило, показ оплаченного фильма никогда не начинается в указанное на билете время — примерно 10–15 минут гостям кинотеатра крутят трейлеры будущих фильмов или рекламные ролики. Это уже стало традицией в большинстве кинотеатров, которые, безусловно, получают прибыль от рекламных показов. При этом зрителям никогда не сообщают заранее, что показ начнется на 15 минут позже, чем указано в билете, а все это время им придется смотреть рекламу.
Далее можно вспомнить истории с квитанциями по оплате квартплаты, ЖКХ, услуг связи. Организации, предоставляющие подобные услуги, в последние годы повадились вкладывать в конверты с квитанциями рекламные флаеры, сообщающие об услугах частных компаний. Россияне, особенно москвичи, не раз находили в таких конвертах рекламу компаний по продаже мебели, установке окон, дверей и прочую лишнюю информацию.
На сайте Московской городской телефонной сети (МГТС) можно увидеть целый раздел, посвященный рекламе, которую они обещают доставить своим же клиентам. В нем указано, что МГТС предлагает услугу по размещению рекламы вашей компании на счетах-квитанциях за услуги связи для физических и юридических лиц.
«Каждый из нас получает почту: газеты, буклеты и множество рекламных листовок летят в почтовые ящики. Как правило, все они тут же выбрасываются. А вот счета за услуги связи остаются в руках потенциальных клиентов — их просматривают те, кто принимает финансовые решения в семье или компании», — так объясняются на сайте МГТС преимущества подобной рекламы.
И это далеко не последняя организация в стране, которая прикрепляет к квитанциям рекламу или и вовсе печатает квитанцию на оплату и рекламу на одном листе.
Если хорошо поискать, то в интернете можно найти сайты десятков рекламных компаний, которые готовы предоставить своим клиентам рекламу на квитанциях ЖКХ. При этом предлагается выбрать район города, куда направятся конверты с рекламой.
Не так прямо, как в кинотеатре или через квитанции, реклама навязывается и организаторами транспортных пассажирских перевозок. Почти в любом городе России можно оплатить билет за автобус или троллейбус, зайти в транспортное средство и увидеть, что его окна буквально заклеены рекламными постерами, естественно, предназначенными для пассажиров.
То же самое происходит и в метро. Возьмем для примера столичный метрополитен. Еще недавно люди, оплатившие поездку, спускались по эскалатору и видели с двух сторон традиционные большие рекламные постеры, которые советовали, где купить одежду, какие новые блюда появились в том или ином ресторане быстрого питания. Вдобавок к этому шла звуковая реклама, которая опять же рекламировала или какой-нибудь магазин одежды, или сомнительный рынок в районе МКАД. И чтобы наверняка, реклама еще висела и в самих вагонах метро. Сегодня, конечно, ситуация несколько лучше — пока столичный метрополитен никак не может найти себе нового рекламного оператора.