«Наше Подмосковье» начало вещать в Керчи и Феодосии на частоте 102,7 FM в начале мая. По словам главного редактора радиостанции Дмитрия Широкова, решение о вещании было принято по просьбе органов, отвечающих за радиовещание в Крыму, — они попросили подмосковные власти помочь в организации русскоязычного вещания.
Вскоре после начала вещания и правительству Московской области, и руководству радиостанции стало ясно, что формат подмосковного радио неактуален для жителей Крыма. По словам министра подмосковного правительства Рубена Оганесова, изначально о смене названия речи не шло и холдинг просто воспользовался возможностью первым выйти на крымский рынок.
— Формат подмосковной радиостанции странноват для крымчан. Мы начали искать формат, которой, с одной стороны, будет актуален и для жителей Крыма, и для отдыхающих из Подмосковья, — поясняет Оганесов. — Я полагаю, что это будет музыкальное радио с новостями Крыма и Подмосковья.
Идея назвать филиал радиостанции в Крыму «Вежливым радио» пришла в голову главреду Дмитрию Широкову, говорит Оганесов. Он не скрывает, что в названии радиостанции содержится намек на миротворцев российского происхождения в масках и военной форме, без каких-либо знаков отличия, которые появились в Крыму в феврале–марте 2014 года. Поскольку военные не проявляли никакой агрессии к местным жителям, их стали называть «вежливыми людьми». Название министру понравилось и ОАО «Телевидение Подмосковья» подало заявку на регистрацию одноименного товарного знака.
Бренд «Вежливое радио» будет использовать только крымский офис радиостанции. «Наше Подмосковье» в Московской области сохранит прежнее название. Дмитрий Широков отмечает, что аппетиты радиостанции распространяются на весь Крым. Сначала будет открыт филиал в Керчи, а затем появится еще несколько филиалов. Сейчас представители радиостанции выехали в Крым для обеспечения расширения зоны вещания на полуострове. По оценке Широкова, для нормальной организации вещания в одном городе достаточно семи работников. Они займутся местными новостями, адаптацией программ «Нашего Подмосковья» и другим наполнением эфира. Широков подчеркивает, что окончательно концепция не утверждена.
По словам гендиректора радиокорпорации «Шансон» Владимира Маслова, крупные радиостанции, безусловно, стремятся на опустевший рынок Крыма. С нарастанием российско-украинских противоречий в вопросах Крыма, полуостров покинули все украинские теле- и радиостанции, а российских коллег по цеху там представлено немного. В основном это музыкальные радиостанции. «Шансон» и сам стремится в Крым, но пока у радиостанций нет возможности юридически закрепиться на полуострове.
— Для российского радиовещания в Крыму пока нет законодательной базы. Подписали несколько предварительных договоров по вещанию на территории Крыма, — говорит Маслов. — Но не больше. Дальше мы двинуться не можем, пока правила игры не установлены.
«Вежливое радио» — выигрышное название и с политической, и с маркетинговой точки зрения, уверен президент Depot WPF Brand & Identity Алексей Андреев.
— С одной стороны, здорово, что в Крыму будут в вещании подмосковные новости. Почему? Да потому что крымский потребитель, который сейчас находится в информационной яме, наконец-то хочет почувствовать себя нормальным россиянином. С другой стороны, «вежливые люди» — это, пожалуй, единственный из тех базовых маркеров, которые были связаны с присоединением Крыма и с войной в Восточной Украине. «Вежливые люди» — это то, что действительно было классным с точки зрения маркетинга, — считает Андреев.
Название должно выстрелить, продолжает эксперт, однако долго его успех может не продлиться, он почти полностью завязан на политической конъюнктуре. Как только политическая ситуация изменится, «Вежливому радио», возможно, придется сменить название, потому что формата «вежливого радио» как такового не существует.
«Наше Подмосковье» не единственная компания, которая пытается нарастить популярность своего продукта за счет использования образа «вежливых людей». В начале апреля предприниматель из Санкт-Петербурга Роман Еремян запустил марку одежды «Вежливые люди», то же сделала чуть позже дочерняя компания Минобороны — ОАО «Военторг». Сегодня на этот бренд претендуют по меньшей мере трое бизнесменов и компаний.