На встрече Михаила Лесина с редакцией "Эха" 18 ноября в Доме журналистов Рябцева сама предложила топ-менеджеру составить такой свод правил. Инициатива была встречена неоднозначно в медиакругах. О предстоящей работе Рябцева написала в своем блоге на сайте "Эха":
"Я бросаю почти все свои остальные проекты и рвусь в бой. Задача максимум - создать общие правила для всех. Всех и каждого журналиста. Радиостанции, холдинга или страны - не важно", -рассказывает Рябцева. - Предложения по внесению в Устав редакции «Эха Москвы» мы должны предоставить не позднее 25 декабря. То есть, на все про все - у нас есть месяц. Потому что затягивать нельзя. Потому что на кону свобода слова".
Фраза о свободе слова особенно задела представителей медиа. В социальных сетях разразились споры. "Эхо Москвы" мгновенно "перевоплотилось" в "ЭхоКомНадзор", а Леся Рябцева - в душителя свободы слова.
"Леся Рябцева сообщает в своем блоге, что вместе с друзьями с которыми она делала закон о блогерах (это цитата) разработает правила поведения журналистов в соцсетях. не журналистов "Эха", а вообще всех. Стыдобища-то какая", - комментирует запись Рябцевой Илья Красильщик, экс-главред "Афиши".
Сам Венедиктов где-то в ироничной форме реагирует на выпады в адрес Рябцевой.
"Ну, по анекдоту, вроде всем пожелал спокойной ночи. Пока Леся еще не ввела новых правил, даешь больше медиасрача!! Потом будет поздно!", - пишет он в Twitter.
А где-то готов защищать сотрудницу:
“@outasslife: А. МАЛЬГИН: "Леся Рябцева! Иди на *уй." http://avmalgin.livejournal.com/5055829.html ” не мужчина Мальгин. Про меня мог бы.Собственно туда он и пойдет".
На волне образовавшегося медиаспора издание "Открытая Россия" опубликовало комментарии журналистов, работавших в западных СМИ и рассказавших как обстоят дела в зарубежных изданиях по части регламентации поведения журналистов в Сети. Как оказалось, разные издания занимают порой диаметрально противоположные позиции в данном вопросе.
Так, например, Денис Синяков, в прошлом журналист агентства Reuters, рассказывает о строгих правилах агентства, где периодически даже проводились летучки на тему "поведения в социальных сетях, где объясняются правила, которые специально разрабатываются. Разбираются конкретные примеры: уместно ли было высказывание того или иного человека или неуместно". Имело место и увольнение сотрудников: "Был, например, случай увольнения человека за скабрезный анекдот про японцев, когда у них была авария на станции Фукусима. Анекдот был написан в корпоративном чате, и компания решила, что он оскорбляет японских коллег из этого же агентства, и человек был уволен, несмотря на то, что он занимал довольно значительную должность", - рассказывает Синяков.
Иная позиция у парижского "Радио Свобода", рассказывает Анастасия Кириленко. Там не устанавливаются правила поведения - все оставляется на усмотрение самого журналиста.
Журналисты радио "Свобода" используют соцсети в качестве дополнительного канала трансляции, но лишь в том в случае, когда материал не вписывается в формат медиа или по иным причинам не может быть опубликован в нем: "Иногда нет возможности сделать публикацию, но журналисту хочется обнародовать некий слух или анонимное интервью, и он это делает в собственном аккаунте в соцсети. При этом все понимают, что точность и ценность этой информации не такая же, как в случае публикации в СМИ".
"Каждый в соцсети руководствуется своей порядочностью, а в эфире и на сайте своего СМИ — еще и законом", - рассказывает Кириленко.