В следующую пятницу совет директоров «Эха Москвы» рассмотрит вопросы о главном редакторе этого СМИ Алексее Венедиктове, о редакции этой радиостанции и ее формате, сообщил «Ведомостям» Михаил Лесин, председатель правления «Газпром-медиа» (владеет 66% акций «Эха»). Вопросы поставлены на рассмотрение совета директоров по инициативе Лесина как председателя совета. Они связаны с конфликтом вокруг увольнения ведущего радиостанции Александра Плющева, объяснил Лесин. Он не стал уточнять, будет ли совет директоров обсуждать увольнение главного редактора «Эха» и полную смену формата радиостанции. Венедиктов подтвердил, что как член совета директоров несколько минут назад получил повестку совета директоров, и сказал, что «за себя не волнуется», а вопрос о формате может быть серьезной проблемой, если действительно идет речь о его смене.
Плющев был уволен неделю назад гендиректором радиостанции Екатериной Павловой. Руководство «Газпром-медиа» сочло аморальным сообщение ведущего в Twitter о сыне руководителя администрации президента России Сергея Иванова: «Считаете ли вы гибель сына Иванова, некогда сбившего старушку и засудившего ее зятя, доказательством существования Бога/высшей справедливости?» Твит был опубликован 5 ноября и быстро удален, Плющев за него извинился. Тем не менее руководство«Газпром-медиа» посчитало, что ведущий злоупотребил правами журналиста (ст. 51 закона о СМИ), и приняло решение уволить его. С этим категорически не согласился Венедиктов, который напомнил, что по уставу компании представлять сотрудников к увольнению может только он. Главный редактор заявил, что Плющев останется сотрудником «Эха» и будет вести эфир дистанционно (Павлова приказала не пускать уволенного в помещение радиостанции).
В интервью Slon Венедиктов рассказал, что получил четыре звонка от Лесина с требованием уволить Плющева за твит о сыне Иванова. Венедиктов, по собственным словам, с этим категорически не согласился. Увольнение Плющева он счел явным нарушением своим прав: «Редакция “Эха”, как и любого другого медиа, может функционировать только тогда, когда им управляет главный редактор, а не разные там акционеры». Также он рассказал, что предложил Лесину встретиться и обсудить ситуацию, эта встреча прошла в понедельник, 10 ноября. На встрече стороны обменялись мнениями, но решений принято не было, рассказал Венедиктов.
Лесин сегодня подтвердил «Ведомостям», что такая встреча состоялась, и заявил, что она прошла по его инициативе, а не Венедиктова: «И к общему решению мы действительно не пришли».
Также он уточнил, что потребовал уволить Плющева лишь после третьего твита ведущего: «Первым был этот отвратительный твит о сыне Иванова, вторым очень странное, даже хамское извинение за него, а третий — что вопрос остается». (Полные тексты твитов: «Прошу прощения у тех, кого обидела форма моего вопроса про погибшего Александра Иванова. Твит убрал» и «Но вопрос остается: верите ли вы в существование высшей справедливой силы (бога, кармы), котораяЯкорь наказывает того, кого вы считаете плохим?», все опубликованы ночью 5 ноября).
«К сожалению, эта история по непонятным причинам вдруг переросла в личный конфликт Венедиктова со мной. У меня нет никакого желания вредить “Эху”, и весь этот год нам удавалось избегать по-настоящему острых ситуаций. Главный редактор сейчас просто не слышит акционеров и совет директоров, из-за чего я вынужден идти на жесткие меры», — заявил Лесин. Он отказался раскрывать, как именно будет поставлен вопрос по Венедиктову на совете директоров, но сказал: «Главный редактор такого актива, как “Эха”, просто не может допускать той детсадовской ситуации на радиостанции, что сложилась сейчас». Вопросы к редакции у Лесина возникли из-за того, что журналисты «Эха» вместо того, чтобы публично оценить поступок коллеги, «устроили комедию»: «Мне кажется, редакция не до конца понимает, что делает серьезное политическое СМИ». Возможно, Лесин имеет в виду, например, флешмоб в Twitter в поддержку Плющева. Пользователи публиковали свои фото с фирменной перекошенной на одну стороны улыбкой ведущего.
Также не стал Лесин раскрывать, что именно будет обсуждать совет директоров «Эха» по формату этой радиостанции. Ранее в интервью журналу Forbes он говорил, что если бы «Эхо» было «таким проблемным активом, завтра бы переориентировали и была бы музыкальная станция “Эхо Москвы”. Пели бы, и все».
Венедиктов говорит, что у него нет личного конфликта с Лесиным: «У представителей акционеров отсутствует понимание, что устав надо исполнять. А его надо исполнять — это наша принципиальная позиция. Если трудовой конфликт начинает решаться силовыми методами, то мне нечего по этому поводу сказать. Если у нас детский сад, то у “Газпром-медиа” это уже ясли. Предлагаю все же вернуть вопрос в юридическую плоскость. К примеру, дождаться решения трудовой инспекции и суда, куда мы намерены подать иск о незаконности увольнения Плющева. Мы будем готовиться к совету директоров и защищать редакцию в соответствии с действующим законодательством РФ».