Что произошло
По словам главного редактора «Эха Москвы» Алексея Венедиктова, по итогам собрания акционеров «Эха Петербурга» устранены все проблемы, которые создавала предыдущая редакция устава радиостанции.
Во-первых, по представлению «Газпром-Медиа» назначен новый генеральный директор Михаил Михайлов, руководитель подразделения вещательной корпорации «Проф-Медиа» по развитию радийных активов в Санкт-Петербурге. Именно несогласие петербургского управления с московской кандидатурой на пост гендиректора (тогда «Эхо Москвы» предлагало Анну Сахарову) и стало камнем преткновения и отправной точкой всего конфликта. Воспользовавшись особой нормой устава, в феврале 2015 года петербургские миноритарные акционеры настояли на своей кандидатуре – Татьяне Кагляк. Теперь в уставе специально отмечены права мажоритарного акционера представлять кандидатуру гендиректора.
Во-вторых, главного редактора «Эха Петербурга» теперь можно назначить только по представлению главного редактора «Эха Москвы». В феврале петербургское управление усомнилось в том, что назначение Ольги Бычковой главным редактором радиостанции имеет юридическое обоснование и уволило журналистку с поста. Теперь она снова вернется в ту же должность: соответствующее представление новому генеральному директору Михаилу Михайлову подписано Алексеем Венедиктовым 10 июля. Приказ о назначении Ольги Бычковой, как рассчитывают на «Эхе Москвы», будет готов в понедельник. При этом Алексей Венедиктов подчеркнул в разговоре с Лениздат.Ру: в управление петербургским филиалом он не вмешивается и не будет вмешиваться, а только представляет кандидата на пост главного редактора.
В-третьих, генеральный директор «Эха Москвы» Екатерина Павлова подписала договор с «Эхом Петербурга». Таким образом устранена причина, по которой Роскомнадзор приостановил лицензию на вещание петербургской радиостанции. Следующим шагом «Эха Москвы» станет обращение в ведомство с просьбой включить «Эхо Петербурга» обратно в эфир. Впереди еще юридические согласования, но в июле радиостанция должна вернуться в город.
Судьба редакций
Сергей Недоводин и Татьяна Кагляк в свою очередь остались акционерами, но ушли с руководящих должностей. «Я теперь безработный, - рассказывает Лениздат.Ру Недоводин, - Татьяна Кагляк, как я понимаю, тоже уходит, приходят новые люди. Нас не застрелили, а просто уволили – уже хорошо». Хотя, как замечает Сергей Недоводин, «в наше время быть акционером «Эха Москвы» – дело неблагодарное».
Судьба журналистов более туманна. Дело в том, что сейчас в городе фактически существует две редакции: те журналисты, которые остались верны «Эху Петербурга» и те, кто ушел пробовать свои силы в петербургское бюро «Эха Москвы». Последнее открылось в марте под руководством Ольги Бычковой и раскололо коллектив петербургской редакции на две части. При этом юридически и те, и другие остаются сотрудниками одной структуры. «Никакого объединения редакций нет, - объясняет Алексей Венедиктов в разговоре с Лениздат.Ру. - Все журналисты, которые были «выдавлены» - они работают и оформлены на «Эхе Москвы», никого переоформлять не надо, с точки зрения закона никто никуда не уходил. А дальше главный редактор сделает свои представления по штатному расписанию генеральному директору. Все люди, которые работали, продолжают работать и являются штатными сотрудниками».
Как именно будет происходить воссоединение редакций и какие изменения будут в штате восстановленного «Эха Петербурга», будут определять главный редактор и генеральный директор региональной радиостанции. «Москва не намерена вмешиваться в кадровый состав», - подчеркивает Алексей Венедиктов.
Ольга Бычкова в свою очередь вопрос не проясняет. «Сейчас полного понимания того, как это будет происходить, нет ни у кого, - рассказывает Лениздат.Ру журналистка. - Вся эта ситуация развивается на наших глазах, и сейчас главная задача – восстановить все структуры, восстановить управление, восстановить вещание. Мы очень задолжали слушателям «Эха Москвы» в Петербурге, и мы должны как можно скорее вернуться в эфир. Поэтому все, что сейчас делается, заточено прежде всего на это».
По словам главного редактора, совместная работа возможна с теми журналистами, которые этого захотят. «Мне трудно что-то предполагать, потому что у каждого есть много разных факторов: желание или нежелание работать, эмоции, что-то еще, - поясняет Ольга Бычкова. - Поэтому я не стала бы что-то предсказывать, предугадывать реакции других людей. Я надеюсь на адекватное поведение всех участников этой истории».
Второй шанс
Сергей Недоводин признается, что пока не представляет, как может проходить процесс объединения. «Что бы я посоветовал людям в обеих редакциях – так это всё-таки заняться работой, а не выяснением отношений, - рассказывает учредитель. - Во время всего этого конфликта я говорил им: «Это не ваша война, это наша война».
В редакциях пока тоже не очень понимают, как объединяться после такого крупного конфликта. «Когда тех, кто не должен участвовать в проблеме, втянули в проблему, вряд ли они быстро переключатся, - замечает журналист «Эха Петербурга» Николай Нелюбин в разговоре с Лениздат.Ру. – Я не очень представляю эту ситуацию и не уверен, что ушедшие вернутся, а те, кто не ушёл, захотят остаться».
Бюро «Эха Москвы» в петербургской редакции видят тоже не в лучшем свете.«Те, кто лишался бизнеса, втянули в эти разборки журналистов, создав параллельную структуру и демонстративно отказавшись от тех многолетних принципов взаимодействий, которые у нас были, - рассказывает Николай Нелюбин. - Зачем оно было нужно? Чтобы они делали материалы про Петербург на федеральное вещание «Эха Москвы», что всегда делало «Эхо Петербурга». Это у нас демонстративно забрали, сказали, что с нами больше не сотрудничают, вот бюро нам всё это делать и будет, лучше, быстрее и качественнее. Туда, в это бюро, и убежал весь наш «молодняк» за обещаниями карьеры и на сказках о том, как Недоводин и Кагляк сами у себя воруют».
В бюро «Эха Москвы» тоже не решаются делать прогнозы на грядущую совместную работу. В сущности, обе стороны предпочли бы, чтобы хозяйственный спор обошел бы редакцию стороной, и все занимались бы своими делами. Но вот причины такой всеобщей вовлеченности видят разные. По словам Николая Нелюбина, инициировано это было «сверху», созданием бюро и переманиванием туда сотрудников. А вот корреспондент бюро Арсений Веснин считает, что спровоцировали это сами журналисты. «Все могло спокойно пройти мимо редакции, но некоторые журналисты, на мой взгляд, сами вовлекли себя в происходящее и начали играть на одной из сторон, выступать как игроки этого сугубо хозяйственного спора, а не как журналисты, которых это в идеальном мире не должно касаться», - рассказывает Веснин Лениздат.Ру
О хорошем
Так или иначе, после полугода отстаивания права на местное руководство, четырех судов, раскола редакции и потери вещания, в скором времени «Эхо Петербурга» вернется в эфир. «Мы месяц были выключены в Санкт-Петербурге, потеряли рекламные контракты, истратили нервы и силы на уговоры и вернулись ровно в ту точку, о которой я говорил в январе, - рассказывает Алексей Венедиктов. - Это полная потеря полгода вещания и жизни. При учете всего – это наилучшее разрешение. Главное – вернуться в эфир к петербуржцам. Это была стратегическая задача, я сказал, что я это сделаю, и я это сделал».
Ольга Бычкова в свою очередь замечает, что история все еще находится в стадии развития, собрание акционеров - это еще не финал. «Но для меня это в любом случае прояснение ситуации, - рассказывает будущий главный редактор «Эха Петербурга». - Потому что одно дело – сидеть в ожидании решений судов и конкурсных комиссий, ждать у моря погоды и каждый день отвечать на 150 вопросов от людей, почему «Эхо Москвы» не вещает в Петербурге на частоте 91,5 FM. Теперь, по крайней мере, есть какая-то определенность, и я знаю, что отвечать. Надеюсь, нам удастся в ближайшие сроки восстановить вещание, это наша главная цель».
Как надеется Сергей Недоводин, журналистам удастся снова работать вместе, несмотря ни на что. «А почему нет? – удивляется акционер. - В семьях ссорятся, скандалят и все равно живут. Мне кажется, нужно услышать то, что предлагала Бычкова, и, думаю, будет польза. Нас критиковали за то, что «Эхо Петербурга» – местечковое, беззубое. Вот, надеемся, что оно станет теперь зубастым, федеральным». В любом случае, он считает, что ни журналисты, ни сотрудники рекламной службы с «Эха Петербурга» не пропадут. «У них появятся новые, в том числе редакционные возможности, - считает Сергей Недоводин. - Всё-таки я думаю, что Бычкова научит их многому, чему мы их не могли научить. У рекламщиков появятся возможности продавать не только себя, но и радиостанции холдинга ВКПМ в Петербурге. То есть все от этого только выиграют. Я надеюсь, что и мы выиграем в перспективе. Всё будет хорошо. Что-то заканчивается, что-то начинается».
Так или иначе, положительные стороны в завершении полугодового конфликта видят все. «Эхо Петербурга» возвращается в эфир, а журналисты получают возможность сохранить свои рабочие места. Вот только осадок останется. Как с ним будет функционировать вновь соединившаяся редакция – покажет время.
Катерина Яковлева