Сервис «Яндекс.Пробки» в данный момент зарегистрирован как информационное агентство, указала крупнейшая интернет-компания России в своем отчете за 2014 год. Поэтому на этот сервис распространяются принятые в прошлом году поправки в закон «О СМИ», запрещающие иностранцам с января 2016 года владеть 20% и более в учредителе любого российского СМИ.
Свидетельство о регистрации СМИ «Яндекс.Пробки/Yandex.Traffic/Yandex.Trafik/Яндекс.Затори» было выдано его учредителю ООО «Яндекс. Пробки» в марте 2014 года, указано в соответствующем реестре на сайте Роскомнадзора. СМИ со свидетельством ИА № ФС 77-57328 зарегистрировано как информационное агентство, работающее на русском, английском, турецком и украинском языках. Лента «Яндекс.Пробки» распространяется среди всех клиентов «Интерфакса», сообщало это информагентство еще в декабре 2013 года.
Владельцами ООО «Яндекс.Пробки», по данным ЕГРЮЛ на февраль 2012 года, являются ООО «Яндекс» (99,99%) и Олег Бадера (0,01%). В свою очередь, учредителем ООО «Яндекс» выступает зарегистрированная в Нидерландах Yandex N.V., чьи акции торгуются на NASDAQ.
В марте ежедневная аудитория раздела «Карты» на «Яндексе» (где представлена информация и о ситуации на дорогах) на стационарных компьютерах достигала, по данным TNS Russia, по всей России 2,2 млн человек 12-64 лет, а в отдельно взятой Москве 720,5 тыс. Для сравнения: аналогичный показатель главной страницы «Яндекса» 21,9 млн человек в России и 3 млн в Москве, «Яндекс.Новостей» – соответственно, 5,6 млн и 882 тыс. человек.
«Яндекс», как сказано в его отчетности, изучает возможности по реструктуризации этой части бизнеса, чтобы привести ее в соответствие с поправками в закон «О СМИ», и не ожидает, что эти изменения окажут какое-то существенное влияние на основной бизнес. Пресс-секретарь «Яндекса» Татьяна Комарова в ответ на запрос РБК лишь процитировала эту же фразу из отчета компании.
Проблем у «Яндекса» возникнуть не должно, полагает партнер московского бюро Коллегии юристов СМИ Федор Кравченко. Он напоминает, что по закону «О СМИ» учредитель в любой момент может принять решение о прекращении деятельности СМИ. В данном случае интернет-компания просто может потребовать аннулировать свидетельство о регистрации СМИ для своего сервиса. Если газета, журнал, радио- или телеканал в законе прямо называются СМИ, то владелец интернет-сайта сам определяет, регистрировать его как СМИ или нет, отмечает Кравченко.
Как сообщал РБК, еще октябре 2014 года, после того как поправки в закон «О СМИ» были приняты Госдумой, одобрены Советом федерации и подписаны президентом Путиным, регистрации о свидетельстве СМИ для своих сайтов объявлений irr.ru и job.ru аннулировала компания «Пронто-Москва». Тем самым, компанию, которая контролируется турецкой Dogan Group и которая отказалась издавать в России издавать газету «Из рук в руки», принятые ограничения уже никак не затрагивают.
Описывая в отчетности потенциальные риски для своего бизнеса, «Яндекс» не исключает, что подобно принятым поправкам в закон «О СМИ» иностранцам в России могут ограничить и владение интернет-компаниями. Либо, допускает «Яндекс», весь интернет-бизнес либо какие-то отдельные сервисы придется регистрировать как СМИ. Если это произойдет, то это может привести к изменениям в управлении компанией и в ее структуре собственности, что, в свою очередь, негативно повлияет на стоимость акций, предупреждает «Яндекс».
В 2014 году, напоминает «Яндекс», депутат Госдумы Андрей Луговой уже обращался с Генпрокуратуру с запросом, должен ли агрегатор новостей «Яндекс.Новсти» быть зарегистрирован как СМИ. Генпрокуратура инициативу Лугового не поддержала, но, как признается, интернет-компания, она не может дать гарантии, что в будущем «Яндекс» не заставят регистрироваться как СМИ.
Украина, санкции и падение рубля
На первое место в перечне рисков для собственного бизнеса «Яндекс» в этот раз вынес конфликт на Украние и связанный, в том числе, с геополитическими проблемами спад в экономике.
«Яндекс» отмечает, что российская экономика пострадала от падения цен на нефть и международных санкций. Кризис привел к резким колебаниями валютного курса, процентных ставок по кредитам, падению ВВП, резкому падению стоимости акций российских компаний, говорится в отчете. Бумаги самого «Яндекса» за год подешевели более, чем на 27%. Капитализация «Яндекса» на NASDAQ 4 мая составляла $6,15 млрд.
«Яндекс» признает, что геополитические и макроэкономические проблемы уже сказались на финансовых показателях компании. В первую очередь, речь идет о рекламе – она остается основным источником выручки «Яндекса», но рекламодатели в условиях кризиса снижают расходы. А падение рубля значительно увеличило расходы компании на аренду офиса («Яндекс» арендует площади по ставке в долларах и уже оплатил аренду вперед по III квартал 2015 года).
Компания предупреждает, что санкции, запрещающие американским и европейским компаниям работать в Крыму, могут повлиять на работу его международных клиентов в России, а это отразится на рентабельности компании. Санкции также могут помешать «Яндексу» управлять собственными юрлицами и операциями за рубежом.
Отдельно в разделе рисков «Яндекс» указывает на негативное влияние переоценки рейтинга России в сторону «мусорного» агентством Standard & Poor’s.
Кроме макроэкономических факторов, «Яндекс» обратил внимание на сильную конкуренцию за долю в мобильном поиске с Google. Компания также упомянула инициированный ею же антимонопольный процесс против Google в России. Впрочем, даже если дело разрешится в пользу «Яндекса», компания все равно рискует не нарастить долю на мобильных устройствах, указывается в отчете.
«Яндекс» раскрыл сумму сделки по покупке Adfox
За систему управления рекламой Adfox «Яндекс» должен заплатить $11,3 млн, следует из отчета компании, опубликованного на сайте Комиссии по ценным бумагам и биржам США (SEC). Большую часть этой суммы, $8,5 млн или 336 млн рублей, «Яндекс» выплатил при закрытии сделки в сентябре прошлого года, еще $2,8 млн будут перечислены двумя траншами на первую и вторую годовщину с момента закрытия сделки.
По данным СПАРК, выручка Adfox в 2013 году составила 58,9 млн рублей, а чистая прибыль – всего 4,9 млн рублей (более поздних данных нет).
«Яндекс» купил технологию, бренд и команду Adfox из 40 человек, но не само ООО «Эдфокс», уточнял ранее представитель поисковика. Основанный в 2005 году Adfox был создан в 2005 году принадлежит его основателям и частным инвесторам. По данным ЕГРЮЛ, 30,4% компании владел технический директору Константин Белов, по 15,3% принадлежало гендиректору Илье Котову, бывшему главному редактору газеты «Коммерсантъ» Владиславу Бородулину и Дмитрию Логинову (в базе ЕГРЮЛ не раскрывается его должность, а представители Adfox не рассказывали о том, какие функции он выполнял в компании). Еще 13,7% компании управлял директору по развитию Adfox Борис Омельницкий, оставшиеся 10% принадлежало исполнительному директору Никите Пасынкову.
Adfox продает собственные рекламные технологии для размещения рекламы, в том числе медийной (баннеры, всплывающие окна и другие подобные форматы). У компании несколько линеек продуктов — для рекламодателей, рекламных агентств, владельцев сайтов. Среди 750 клиентов, с которым на момент сделки с «Яндексом» были заключены договора, значились такие крупные рекламные агентства Grape, LBL, Real Web, компании МТС, «Связной» и Enter.
Технологии Adfox помогают крупным площадкам, которые сами продают рекламу, следить за ее «прокруткой»: отмечать, где освобождаются рекламные места, куда нужно докупить трафик и проч. Если сайт дорос до того, что стал сам продавать рекламу, у него возникает потребности иметь баннерную «крутилку», рассказывал РБК руководитель «Рекламной сети «Яндекса» Дмитрий Попов.
С присоединением к «Яндексу» Adfox подключили к собственной системе поисковика – «Крипта». Она отслеживает данные о каждом пользователе: какой у него может бытьвозраст, пол, уровень дохода и интересы. Эти данные «Яндекс» получает в основном из поисковых запросов. А рекламодатель с помощью этих данных может настроить таргетинг.
Кроме «Крипты» к Adfox подключены RTB-технологии «Яндекса» (RTB - Real Time Bidding или аукцион в реальном времени). Эти технологии предусматривают, что рекламодатели торгуются за место, в отсутствии фиксированной цены, рассказывал Попов. На таком аукционе клиенты Adfox могут «сбросить» непроданный трафик: свободные рекламные площади на сайтах раскупаются и клиентами «Рекламной сети «Яндекса». «Яндекс» проводит единый RTB-аукцион через Adfox: в него добавлены объявления «Яндекс.Директ» и медийная реклама«Яндекса».
Ранее представитель «Яндекса» Ася Мелкумова раскрывала, что, по расчетам поисковика, рост доходов Adfox от подключения к рекламной сети «Яндекса» может составить до 50%.
Top.rbc.ru