«Яндекс» удовлетворил лишь 27% обращений с просьбой о реализации «права на забвение», следует из сообщения компании. Всего поисковик получил 3,6 тыс. обращений от 1348 человек. Из них 51% пришелся на обращения об удалении ссылок на неактуальную, но достоверную информацию, 30% — на недостоверную информацию, 25% — на информацию, которую пользователи считают неактуальной по другим причинам, 23% — на информацию о погашенных судимостях, 19% — на информацию, распространяемую с нарушением закона, и 3% — на информацию с признаками преступлений, по которым истек срок привлечения к уголовной ответственности.
Юристы «Яндекса» отказали по 73% общего числа обращений пользователей, из которых в 9% случаев был частичный отказ (удовлетворены требования в отношении лишь части ссылок из обращения пользователя). Компания объясняет высокую долю отказов отсутствием инструментов для проверки достоверности обращений. «Мы предупреждали об этом еще на стадии обсуждения законопроекта: закон закрепляет за поисковиками несвойственные им функции судов или правоприменительных органов», — отмечает поисковик.
Компания предлагает три меры для доработки закона: сделать «решения компетентных органов» обязательным условием для подачи обращений, добавить критерий общественной значимости при рассмотрении обращений об удалении неактуальной информации и предоставить поисковикам право самостоятельно определять форму обращений к ним.
Совпадение статистики
Из обоснованных обращений по закону о «праве на забвение» пользователи чаще всего требуют удалить информацию о правонарушениях, по которым снята или погашена судимость, и неактуальную информацию о работе в той или иной организации, говорит представитель Mail.Ru Group Мадина Таюпова. Статистика компании совпадает с подсчетами «Яндекса»: доля удовлетворенных обращений составляет порядка 30%.
Google, которая с 2014 года исполняет аналогичный закон о «праве на забвение» в Евросоюзе, в России получила почти 1,5 тыс. запросов на удаление 6,4 тыс. URL-адресов. Из них американская корпорация удовлетворила 26,2%.
В адрес «Рамблера» с января 2016 года поступило 57 обращений с требованием удалить информацию о заявителе, говорит директор по продуктам Rambler&Co, руководитель продукта «Рамблер.ру» Марина Россинская. «Рамблер» использует поисковые технологии «Яндекс» с 2011 года, в связи с этим все обращения, касающиеся прекращения оператором поисковой системы выдачи сведений об упоминании граждан в интернете, мы рекомендуем направлять нашему партнеру, о чем с помощью выработанной системы взаимодействия извещаем и самого человека, и «Яндекс», — объяснила Россинская РБК.
Санкции для Google
24 марта французский регулятор — Национальная комиссия по информационным технологиям и гражданским свободам (CNIL) — оштрафовал американскую корпорацию Google за неудовлетворение обращений об исполнении закона о «праве на забвение». Сумма штрафа составила €100 тыс. Как уточняет Bloomberg, CNIL требует от Google удалить из поисковой выдачи ссылки, ведущие на сайты с незаконно размещенными персональными данными пользователей. Из пояснений регулятора следует, что компания убрала ссылки из доменной зоны .fr, но сохранила зеркала сайтов-нарушителей в зоне .com, доступной французским пользователям. Компания Google заявила, что будет оспаривать решение о штрафе.
Не дошли до суда
Поправки в законопроект «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», или закон о «праве на забвение», позволили россиянам «вычистить» из поиска неугодную информацию о себе. Они вступили в силу 1 января 2016 года. Поисковики обязаны по требованию гражданина прекращать выдачу ссылок на неактуальную, недостоверную и распространяемую с нарушением закона информацию. В случае отказа поисковика удалять ссылки пользователь может обжаловать решение в суде. Если «Яндекс» или его конкуренты откажутся удалять информацию из выдачи по решению суда, им грозит штраф до 1 млн руб. Законопроект о штрафах также вступил в силу с начала года.
«Яндекс» в своем сообщении уточняет, что ни одного судебного процесса из-за «права на забвение» пока не состоялось. Источник, близкий к компании, сообщил РБК, что интернет-гигант получил два иска от пользователей. Первый был подан гражданином Колупаевым П.О. в Левобережный суд Липецка (иски от него также получили Google и Rambler, жалоба Колупаева, предположительно, касалась информации об уголовных делах). Второй иск к «Яндексу» подан 16 февраля 2016 года в Хамовнический суд Москвы Котовым С.А. Как следует из карточки дела на сайте суда, исковое заявление возвращено заявителю на основании того, что «не подписано или подано лицом, не имеющим полномочий».
Rbc.ru