Если Путин поддержит
В ОНФ обращаются представители местных телеканалов «из многих регионов страны» по поводу вступающего в силу 1 января 2015 года запрета размещать рекламу на платных каналах, заявил в понедельник, 29 декабря, сопредседатель центрального штаба фронта Александр Бречалов. Сообщение о том, что ОНФ по этому поводу обратился к президенту Владимиру Путину, опубликовано на сайте организации.
Поправки в закон «О рекламе», запрещающие рекламу на телеканалах, «доступ к которым осуществляется исключительно на платной основе и (или) с применением декодирующих технических устройств», были приняты Госдумой, одобрены Советом Федерации и подписаны президентом Путиным минувшим летом. Норма вступает в силу 1 января 2015 года.
В законе уточняется, что запрет не распространяется на общероссийские обязательные общедоступные телеканалы. Таких вещателей десять: это «Первый канал», «Россия 1», «Россия 2», «Россия Культура», «Россия 24», НТВ, «Пятый канал», «Карусель», «ТВ Центр» и «Общественное телевидение России». Все операторы кабельного и спутникового ТВ обязаны безвозмездно распространять эти каналы в своих сетях. Кроме того, запрет не распространяется на каналы, которые распространяются «с использованием ограниченного радиочастотного ресурса посредством наземного эфирного вещания».
Вступающий в силу уже в этот четверг запрет негативно скажется на независимых СМИ муниципального и регионального уровней, констатирует ОНФ. «Только охват аудитории в субъектах Российской Федерации, подпадающих под новые нормы закона «О рекламе», – свыше 60 млн человек. В этом сегменте рынка задействовано почти 6 тыс. человек, – приводятся в сообщении слова Бречалова. – Вступление в силу закона приведет к увольнению почти 1,7 тыс. человек». ОНФ приводит пример: только в Свердловской области будут закрыты сразу три телекомпании в Каменске-Уральском.
Поэтому ОНФ, как сказано в его заявлении, просит Путина о поддержке. «Если глава государства нас поддержит, в Государственную думу будет оперативно внесена соответствующая поправка», – надеется Бречалов. Он уточнил РБК, что в Госдуму будет внесен законопроект, который должен разрешить рекламу на региональных и муниципальных кабельных каналах.
Владимир Путин, по словам пресс-секретаря Дмитрия Пескова, «с вниманием относится к инициативам ОНФ» и может поручить проработать вопрос соответствующим ведомствам.
Уже два законопроекта
ОНФ уже заступался за региональные и муниципальные телеканалы. В конце октября фронт объявлял, что «необходимо вынести проблемы региональных телекомпаний на площадку Госдуму». В частности, было озвучено предложение исключить из перечня платных каналов те телекомпании, которые вещают на территории одного региона и не получают помощь из бюджета.
Буквально через несколько дней депутат из фракции «Справедливая Россия» Михаил Сердюк внес в Госдуму новые поправки в закон «О рекламе», отменяющие запрет размещать рекламу на платных телеканалах, продукция которых распространяется через кабельные сети на территории одного субъекта РФ или нескольких муниципальных образований на территории этого субъекта. А в ноябре практически дословный законопроект в Госдуму внес Госсовет Республики Татарстан.
Профильный думский комитет по экономполитике собирает отзывы, замечания и предложения по этим двум законопроектам до середины января 2015 года, указано в законодательной базе нижней палаты парламента. В любом случае до января эти поправки приняты не будут – больше в этом году Дума на пленарные заседания не соберется. Тем самым запрет в любом случае вступит в силу 1 января.
Обойдутся без списка
Однозначного перечня платных и бесплатных телеканалов нет, хотя Минкомсвязь еще в августе пообещала на своем сайте опубликовать полный перечень телевещателей, имеющих право оставить в своем эфире рекламу. Тогда министерство сообщило, что направило в Федеральную антимонопольную службу (ФАС), отвечающую за соблюдение рекламного законодательства, «свою позицию в отношении рекламы на платных каналах».
Из сообщения Минкомсвязи следовало, что помимо упомянутых общероссийских обязательных общедоступных каналов запрет не затронет те компании, что получили лицензию на наземное эфирное вещание по результатам конкурсов, которые проводит Федеральная конкурсная комиссия при Роскомнадзоре. Кроме того, не распространяются ограничения на различные технологические версии вышеперечисленных каналов, например их вещание в HD.
Свое разъяснение на основе полученных рекомендаций Минкомсвязи в октябре выпустила и ФАС. По сути, оно повторяло сообщение Минкомсвязи. Появилось лишь новое уточнение: вне зависимости от решения Федеральной конкурсной комиссии рекламу могут размещать каналы, вещающие в цифровом формате в Крымском федеральном округе. Дело в том, что Украина в 2013 году перешла с аналогового на цифровое вещание и после присоединения Крыма к РФ там был запущен свой отдельный цифровой пакет уже российских телеканалов.
ФАС в своем разъяснении также указывала, что полный перечень каналов, где можно будет размещать рекламу, будет опубликован на сайте Минкомсвязи.
От идеи опубликовать список таких каналов решено было отказаться, сообщил РБК в понедельник, 29 декабря, замруководителя ФАС Андрей Кашеваров. Просто перечень получается очень обширным, объяснил чиновник. Поэтому, по его словам, сами вещатели могут обращаться в ФАС или напрямую в Минкомсвязь с вопросом, распространяются ли на них или нет вступающие в силу 1 января ограничения. На несколько таких запросов ФАС уже ответила, добавил Кашеваров.
В январе ФАС внесет в план своих проверок исполнение этой нормы. Если поступят жалобы на нарушение этого запрета, будем оперативно реагировать, пообещал Кашеваров.
Замминистра связи и массовых коммуникаций Алексей Волин подтвердил РБК: списка не будет, поскольку он из-за большого количества выданных лицензий на наземное эфирное телевещание получается объемным и велика вероятность, что кого-то просто забудут в него внести.
В июле Роскомнадзор сообщал, что за российскими юрлицами закреплено 1,3 тыс. лицензий на эфирное наземное телевещание. Это не равнозначно количеству каналов, поскольку один канал зачастую имеет в каждом регионе свою отдельную лицензию, а сам вещатель нередко представляет собой группу лиц.
Есть политическое решение
«Это не наше было решение и не наше предложение. Эти решения былиинициированы представителями масс-медиа, точнее, руководством этих [общефедеральных] каналов», – прокомментировал Владимир Путин запрет рекламы на платных телеканалах на своей ежегодной большой пресс-конференции 18 декабря.
Источник на одном из федеральных телеканалов ранее объяснял РБК появление запрета так: тематические каналы, распространяющиеся через кабель и спутник, с каждым годом увеличивают свою совокупную долю аудитории, отбирая зрителей у федеральных эфирных каналов, при этом рекламные доходы тематического ТВ пока очень малы. Но, чтобы этот пока тоненький денежный ручеек не превратился вскоре в полноводную реку, решено было его «засушить». По итогам девяти месяцев 2014 года рекламные доходы эфирных вещателей составили, по оценке Ассоциации коммуникационных агентств России, 109,3–109,6 млрд руб. без НДС, тематических каналов – только 2,8 млрд руб.
Однако, признает собеседник РБК, принятое ограничение не улучшило позиции эфирных вещателей: деньги с тематического ТВ в будущем году уйдут в интернет.
Есть политическое решение существенно смягчить запрет рекламы на платных каналах, утверждают источники РБК, близкие к руководству Госдумы и администрации президента. Один из собеседников даже не исключает, что запрет вскоре может быть отменен полностью. Другие источники полагают, что ограничения будут лишь частично пересмотрены.
Примечательно, что на прошлой неделе совет директоров холдинга «Газпром-Медиа» утвердил отставку его председателя правления Михаила Лесина, с которым связывают появление этого запрета. Сам Лесин минувшим летом в интервью Forbes подтверждал, что участвовал в обсуждении этой инициативы.
Вещатель дырочку найдет
Если Госдума с подачи ОНФ решит сделать поблажку для региональных и муниципальных кабельных телеканалов, то определять их можно будет по выданным лицензиям.
В последние годы из-за запланированного перехода на цифровое телевещание эфирные лицензии (которые автоматически делают канал бесплатным) не выдавались, а только продлевались. Новые телеканалы могли получить так называемую универсальную лицензию на вещание во всех технических средах. Как следует из реестра лицензий на деятельность по телерадиовещанию, который ведет Роскомнадзор, многие региональные каналы оформляют универсальные лицензии только на свой субъект РФ. Например, за ООО «Видеоканал-Абакан» закреплена универсальная лицензия №26151 от 24 декабря 2014 года, позволяющая вещать лишь в Абакане и Саяногорске Республики Хакасии. А ООО «Прима Телесеть Шарыпово» получило 27 декабря 2014 года универсальную лицензию №26106 на вещание канала «Прима-Плюс» исключительно в городе Шарыпово Красноярского края.
Просто, объясняет партнер Московского бюро коллегии юристов СМИ Федор Кравченко, такие СМИ регистрировались в свое время в территориальных управлениях Роскомнадзора, соответственно, у них в свидетельствах о регистрации указан этот один регион распространения и поэтому им же и ограничена лицензия на вещание.
Зато наиболее известные тематические каналы располагают универсальными лицензиями сразу на всю страну. У ООО «Телеканал «Дождь» для одноименного СМИ это универсальная лицензия №21522 от 30 июля 2012 года, у ООО «Дискавери Коммьюникейшнз» для Discovery World Channel – №21208 от 10 июля 2012 года, у ООО «Виасат Холдинг» для Viasat History – №20366 от 30 марта 2012 года.
Ранее Роскомнадзор сообщал, что из всех вещателей, имеющих универсальные лицензии, около 300 можно причислить к федеральным.
Действующее законодательство позволяет перерегистрировать СМИ из общенационального в региональное, указывает Кравченко. Статья 11 закона «О СМИ» требует обязательной перерегистрации СМИ при смене его территории распространения. Таким образом, если размещать рекламу смогут только региональные и муниципальные телеканалы, вещатель с универсальной лицензией на всю страну вправе перерегистрировать свое СМИ как региональное и затем изменить лицензию. Причем, считает Кравченко, ничто не запрещает одному каналу зарегистрировать сразу несколько региональных СМИ, каждое из которых получит свою лицензию. Тем самым любой федеральный вещатель сможет сохранить свои рекламные доходы.