Блокировать сайты по антипиратскому закону следует только из-за фильмов, фонограмм, книг и т.п., перечисленных в специальном реестре. В этот же реестр нужно вписать произведения, которые не могут быть объектом блокировки — перешедшие в общественную собственность. Такие рекомендации подготовил для Владимира Путина Совет при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека (СПЧ). Текст рекомендации (есть у «Известий») утвержден большинством членов совета, и в течение недели документ будет отправлен президенту. Об этом «Известиям» рассказал глава СПЧ Михаил Федотов.
Согласно документу, действующие и проектируемые законодательные нормы «вводят необоснованные ограничения на информационный обмен, одновременно затрудняя культурное развитие российских граждан, что делает их легкой добычей в информационной войне». Регулирование авторских прав в России «носит по большей части архаичный и сугубо односторонний характер», отмечается в письме. По мнению СПЧ, «принимаемые и разрабатываемые законы не связаны друг с другом, содержат дублирование норм и ответственности и не учитывают наличие общественного интереса, а также конституционного права на доступ к информации и к культурным ценностям».
В связи с этим в СПЧ предлагают ряд рекомендаций. Так, предлагается обязать регулятора уведомлять владельцев интернет-ресурсов о наличии на их ресурсах запрещенной информации и требовать ее удаления «в разумные сроки» вместо немедленной блокировки интернет-адреса, на котором может быть размещено множество законопослушных ресурсов.
Кроме того, совет предлагает передать в общественную собственность многие произведения, созданные за государственные деньги. «С целью обеспечения баланса интересов граждан, общества, государства, правообладателей и пользователей необходимо частично передать в общественное достояние культурные ценности, срок охраны которых к 1 января 1993 году истек, а также созданных за счет государства», — отмечается в документе СПЧ.
— Произведения были созданы за госсчет для того, чтобы ими пользовались все налогоплательщики. А в результате они фактически приватизированы, ими пользуются не совсем для общественных нужд, — говорит Федотов. — Структуры, получившие права на то, что было создано за госсчет, превратились в сборщиков податей.
Также в СПЧ поддерживают идею создания реестра, в который владельцы авторских и смежных прав смогут заносить свои произведения. И только после этого можно будет блокировать сайты, где эти фильмы, книги и т.п. незаконно выложены. Реестр должна будет вести создаваемая Федеральная службе по интеллектуальной собственности.
По мнению членов совета, в этом же реестре необходимо в обязательном порядке зарегистрировать объекты авторских и смежных прав, которые перешли в общественную собственность, чтобы исключить возможность их блокировки в интернете.
По словам главы СПЧ Михаила Федотова, такое предложение опирается на опыт зарубежных стран, в частности США, где есть Copyright Office, который регистрирует произведения, охраняемые авторским правом.
Российская антипиратская организация (РАПО) выступает против создания реестра авторских прав.
— Правообладатели считают, что основное доказательство их прав — это авторский договор. А всякого рода реестры — это излишнее регулирование и рамки. Авторы не очень любят, когда их регулируют, — говорит директор РАПО Константин Земченко. — Антипиратский закон по отношению к кино работает уже год. И не было проблем с определением авторства. Может быть, музыкантам это и надо, но в кино найти автора не проблема. К тому же существует реестр прокатных удостоверений, которые выдает Минкультуры.
— Что касается идеи реестра авторских прав — это сложная история. Мы не представляем, как это будет работать, ведь в одном фильме может быть множество смежных прав, — отметил генеральный продюсер онлайн-кинотеатра ivi.ru Сергей Корнихин. — Все документы собрать сложно. Кроме того, права со временем могут перейти от одного правообладателя к другому. При этом надо будет заново вносить все данные? Мне сложно себе представить верификацию в таком реестре.