Не стала миноритарием
Швейцарская Edipresse покинула российский рынок из-за новых законодательных ограничений для иностранных собственников российских медиакомпаний. Об этом компания сообщила на своем сайте.
Edipresse ушла из России, продав 100% ЗАО «Эдипресс-Конлига» его гендиректору Максиму Зимину. Об этом РБК рассказал сам Зимин. По его словам, сделка была закрыта в июле. В штаб-квартире Edipresse не ответили на запрос РБК.
В России Edipresse владела ЗАО «Едипресс-Конлига», которое выпускает около 30 журналов. Это, в частности, «Женские советы. Самая», «Вязание для вас», «Кулинарный практикум», «Стильные прически», «Мама, это я!», «Жду малыша», «Любимая дача», «Сад своими руками». Среднее количество читателей одного номера всех журналов, которые выпускает «Эдипресс-Конлига» и которые измеряет TNS Russia, по данным на май–октябрь 2014 года, составляло почти 5,7 млн человек старше 16 лет. По этому показателю компания занимала девятое место среди всех российских издательских домов, указано в отраслевом докладе «Роспечати» за прошлый год (на первом месте ИД Burda с 16 млн читателей).
Отказаться от бизнеса в России швейцарцев заставили принятые в прошлом году поправки в закон о СМИ. Они с 2016 года запрещают иностранцам владеть более чем 20% в учредителе любого российского СМИ. Сначала, по словам Зимина, обсуждался вариант, что доля Edipresse снизится до разрешенных законом 20%, но в ходе переговоров швейцарцы пришли к выводу, что им невыгодно оставаться миноритарием российской компании.
Семейная история
Группа Edipresse была основана в 1907 году Полем Аленшпахом, тогдашним издателем газеты La Feuille d’Avis de Lausanne (сама газета выходит с 1762, сейчас называется 24 Heures). В 1990-е годы группа начала международную экспансию. Сейчас она представлена в Польше, на Украине, а также в странах Юго-Восточной Азии — Китае, Индонезии, Малайзии, Сингапуре и т.д. В 2000-х акции Edipresse торговались на Швейцарской бирже, но в 2011 году она после объединения с местной Tamedia Group провела дилистинг. Сейчас единственным владельцами Edipresse является семья Ламюньер. Помимо медиабизнеса группа также занималась и продолжает заниматься недвижимостью.
В 2010 году, когда Edipresse последний раз раскрывала свои финансовые показатели, ее выручка превышала 180 млн швейцарских франков (около $173 млн), EBITDA составляла почти 12 млн франков ($11,5 млн).
На российский рынок Edipresse вышла в 2003 году, купив 52% в местном ИД «Конлига». Он был основан еще в 1993 году Раисой Неягловой-Колосовой и Александром Колосовым. В 2002 году, как сообщала газета «Коммерсантъ», швейцарцы могли заплатить за контроль в российском ИД около $2 млн.
В 2006 году доля Edipresse в компании, переименованной в «Эдипресс-Конлига», увеличилась до 69,9%, в 2007-м — до 85,4% и, наконец, в 2009-м — до 100%. Перед кризисом 2008 года вся «Эдипресс-Конлига» могла оцениваться до $20 млн, писал «Коммерсантъ», отмечая, что в 2007-м выручка «Эдипресс-Конлиги» достигла $18,5 млн. После того как Edipresse стала единственным собственником российского ИД, его основатели покинули компанию.
Реклама не главное
Зимин не сообщил, во сколько теперь была оценена вся «Эдипресс-Конлига». Гендиректор и новый владелец ИД лишь уточнил, что сделка была сложной: часть средств была выплачена наличными, часть была учтена при реструктуризации займов, которые ранее швейцарская компания предоставляла своей российской «дочке». Оплата наличными была осуществлена за счет собственных средств, добавил Зимин.
В прошлом году выручка ЗАО «Эдипресс-Конлига» по РСБУ снизилась на 5%, до 906 млн руб., прибыль от основной деятельности — на 68%, до 37,3 млн руб. ($966 тыс.), указано в базе СПАРК-Интерфакс. По МСФО выручка компании составила около 800–850 млн руб. ($21–22 млн), рентабельность по операционной прибыли была на уровне 8,5–9%, говорит Зимин.
В 2014 году рекламные доходы издателей снизились на 11%, до 16,5 млрд руб., в январе–июне этого года — упали год к году уже на 33%, до 5,4–5,6 млрд руб., утверждает Ассоциация коммуникационных агентств России. Но основной источник доходов «Эдипресс-Конлиги» — это розничные продажи журналов, а не их рекламные сборы, указывает топ-менеджер конкурирующего ИД. Зимин это подтверждает: по его словам, продажи тиража обеспечивают 70% выручки, реклама — 30%.
Учитывая, что новому владельцу придется возвращать прежние займы, вся «Эдипресс-Конлига» могла быть оценена в символическую сумму, рассуждает руководитель одной из медиакомпаний. Он не исключает, что Edipresse просто договорилась с новым владельцем, что тот вернет все инвестиции, которые штаб-квартира сделала в свою российскую «дочку».
Топ-менеджер другой медиакомпании полагает, что справедливая рыночная стоимость «Эдипресс-Конлиги» может равняться 3–4 операционным прибылям за прошлый год, то есть около 200–300 млн руб.
Не первый и не последний
После того как были приняты поправки в закон о СМИ, с российского рынка уже ушли несколько компаний с иностранным участием. Весной от распространения своих телеканалов Universal Channel и E! Entertainment Television в российских кабельных сетях отказалась американская NBC Universal. На ее решение свернуть бизнес в России могли повлиять также принятые в прошлом году поправки в закон «О рекламе», запретившие с января 2015 года рекламу на платных каналах.
В минувшем июле о закрытии своего российского офиса объявила и американская AMC Network (телеканалы CBS Drama, JimJam, CBS Reality и др.). В марте правительственная комиссия по контролю за иностранными инвестициями отказалась согласовать AMC Network чисто техническую сделку: компания хотела реструктурировать бизнес своей российской «дочки» в связи с давно закрытой сделкой на глобальном уровне по смене собственников самой AMC Network.
Пытается покинуть российский рынок и финская Sanoma Corp. Но об этом решении она объявила еще осенью 2013 года, задолго до принятия законодательных ограничений для иностранных владельцев российских СМИ. Пока Sanoma смогла закрыть лишь сделку по продаже Демьяну Кудрявцеву, бывшему гендиректору ИД «Коммерсантъ», своей доли в газете «Ведомости», а также прав на выпуск газеты The Moscow Times и нескольких журналов (National Geographic, Men’s Health, Harvard Business Review и др.). Уже анонсированная сделка по продаже своего основного актива — компании «Фэшн Пресс», издателя журналов Cosmopolitan, «Домашний очаг», Esquire — не была согласована правительственной комиссией по контролю за иностранными инвестициями.