Для ведения этого реестра в середине января создано акционерное общество «Национальный реестр интеллектуальной собственности». Его учредителями выступили пять организаций, среди которых Национальная академия кинематографических искусств и наук России, созданная в начале 2000-х по инициативе кинорежиссера Никиты Михалкова. Создание акционерного общества поддержал глава Роспатента Григорий Ивлиев — еще 2 года назад, занимая должность замминистра культуры, он активно критиковал подобную идею.
— Мы поддерживаем эту инициативу. В той форме, которая была предложена, я поддерживал [ее] всегда, будучи и замминистра культуры, и председателем комитета Госдумы по культуре, — объясняет Ивлиев. — На добровольной основе группа лиц создает реестр, ведет его, оказывает услуги. Если кто-то захочет, может в составе другой группы лиц создать такой же реестр и оказывать такую же помощь правообладателям.
Глобальные лицензии
В Рунете давно пытаются внедрить механизмы слежения за нарушением авторских прав. Руководство Российского союза правообладателей (президент совета РСП — Никита Михалков) в 2014 году представило на рассмотрение президента России концепцию глобальной лицензии — нового механизма управления авторскими правами в интернете. Предполагалось, что правообладатель, использующий такую лицензию, фактически откажется от защиты объектов своего авторского права в Сети — любой интернет-пользователь сможет безвозмездно использовать соответствующие произведения. Но эта бесплатность — условная: взамен с каждого пользователя Сети предполагалось взимать 25 рублей ежемесячно. Многие ведомства, в том числе Федеральная антимонопольная служба, Минкомсвязи, Минэкономразвития, высказались против данной идеи. В результате длительных дискуссий дальнейшая работа над концепцией глобальной лицензии администрацией президента была признана нецелесообразной, а поручение разработать законопроект, направленный на реализацию «налога на интернет», снято с контроля.
— Доброжелатели пытаются связать создание этого реестра с глобальной лицензией. На самом деле этот реестр создан на добровольных условиях, — отмечает Ивлиев. — Захотят авторы войти, увидят, что там им окажут поддержку и помощь, — войдут. Если нет, то [будут защищать свои интересы] сами. Обратите внимание: это не коллективное управление правами, это индивидуальное.
Реестр пытались создать в Минкомсвязи
Ранее Минкомсвязи предлагало создать реестр авторских и смежных прав (РАСП) — единую общероссийскую базу данных о фильмах, музыкальных записях, книгах и т.п., а также об их правообладателях. В 2012 году министерство провело конкурс на создание прототипа «национальной платформы цифрового контента». Выиграла его компания «Муз.ру», которая, по словам ее гендиректора Сергея Сичкаря, выполнила работу по госконтракту (его стоимость составила 30 млн рублей без НДС). Прототип был передан Минкомсвязи. Сичкарь надеялся, что министерство продолжит проект и они завершат работу на реестром.
Информация о новом конкурсе на создание РАСП был опубликована на сайте госзакупок в октябре 2013 года. Максимальная цена контракта составляла 71,2 млн рублей. По условиям конкурса, работы должны были завершиться к концу года, заявки на участие принимали до середины ноября 2013 года. Затем сроки приема заявок продлили до декабря, а 21 ноября министр связи и массовых коммуникаций Николай Никифоров подписал приказ об отмене тендера.
Согласно техзаданию, речь шла о «создании информационной системы, обеспечивающей идентификацию и учет регистрируемых аудиовизуальных произведений и фонограмм в цифровой форме, а также информирующей об установленном режиме их использования». Правообладателям собирались предоставить технологию, создания так называемых цифровых отпечатков для любого принадлежащего им музыкального произведения или фильма. Такие отпечатки загружали бы на сайт РАСП. Далее интернет-площадка, куда пользователи закачивают контент, могла бы сравнивать аудио- или видеофайлы с базой цифровых отпечатков и выяснить, кто является правообладателем и какие ограничения на распространение своей собственности этот правообладатель оговорил.
Создание реестра подвергалось критике со стороны Минкультуры.
Как рассказывал тогда Ивлиев (в то время — замминистра культуры), по российским законам авторское право не требует регистрации. Оно автоматически начинает действовать с момента создания или обнародования произведения. Кроме того, замминистра ставил под сомнение возможность внести все создаваемые произведения в реестр. В стране ежегодно выпускается множество новых книг, фильмов, песен и т.п. — и всё это охраняется законом. Он отмечал также, что по международным соглашениям Россия должна защищать и иностранных правообладателей, но они вряд ли будут вносить свои произведения в РАСП.
В итоге работа над реестром была приостановлена. Как рассказывал тогда источник в правительстве, если реестр всё же будет создаваться, то этим вопросом будет заниматься новая Федеральная служба по авторским правам.
Главой этой службы был назначен Ивлиев. Правда, новое ведомство, которое должно появится на базе Роспатента, еще до конца не создано.
— Было поручение юридически решить вопрос использования реестра. И на тот момент юридического решения предложено не было, — объясняет Ивлиев. — Невозможно создать единый обязательный реестр на все случаи жизни. А добровольное объединение и создание множества таких реестров, которые реализуют идею охраны прав и коммерциализации, — это путь, который открыт гражданским законодательством и должен быть реализован.
Создание акционерного общества
В январе в России было создано акционерное общество «Национальный реестр интеллектуальной собственности»(НРИС), которое создаст реестр. Согласно ЕГРЮЛ, уставной капитал АО составил 3 млн рублей. Учредителями выступили Российская государственная академия интеллектуальной собственности (подведомственна Роспатенту, 20%), Национальная академия кинематографических искусств (10%), Международный фонд поддержки правовых инициатив (10%), «Национальный цифровой агрегатор» (30%, создано крупнейшими музыкальными лейблами России — ПМИ, «Студия СОЮЗ», United Music Group, «СОЮЗ Мьюзик»), «Легенда проджект групп» (30%).
— Плата за регистрацию объектов интеллектуальной собственности и прав на них в реестре взиматься не будет, — сообщил генеральный директор ПМИ Максим Дмитриев. — Платным будет пользование дополнительными сервисами и услугами реестра, часть из которых будет подразумевать фиксированный тариф, а в ряде случаев, например при дистрибуции контента на цифровые площадки, будет взиматься процент от объема монетизации.
По словам Дмитриева, пользователям реестра предложат обширный список услуг. В частности — мониторинг и обнаружение нелицензированного использования контента в интернете.
— С помощью специальной системы мониторинга реестр будет выявлять ресурсы-нарушители и от имени владельца прав отправлять им требование удалить незаконно размещенный контент, — говорит Дмитриев. — Эта процедура будет осуществляться в рамках действующего антипиратского закона и позволит упростить дальнейшее судебное преследование и блокировку злостно нарушающих закон интернет-ресурсов.
Ректор Российской государственной академии интеллектуальной собственности Иван Близнец рассказал, что презентация всей системы состоится в апреле этого года. Сейчас же есть только зарегистрированное юрлицо и общее понимание, как система будет работать.
В конце прошлого года похожую систему представил глава Всероссийской организации интеллектуальной собственности (ВОИС, занимается сбором вознаграждения за публичное исполнение и сообщение в эфир музыки) Андрей Кричевский. Предполагалось, что система ВОИС будет фиксировать, какие музыкальные композиции и сколько раз проигрываются в эфире. Это позволит правообладателям получать в автоматическом режиме данные о звучании их песен на радио и денежные отчисления за это. Реестр же, который планируют создать в НРИС, должен обслуживать не только музыку на радио, но все виды медиа.
Опасения и надежды интернетчиков
Глава Регионального общественного центра интернет-технологий (РОЦИТ) Сергей Гребенников уверен, что реестр должен быть рыночным механизмом и учитывать интересы пользователей интернета.
— Снова речь идет о создании единственной организации с непрозрачным управлением, и, значит, возможны злоупотребления, — говорит Гребенников. — К тому же учредители организации, один раз заявив [при лоббировании идеи глобальной лицензии], что пользователи «воры», а «интернет вредит развитию», вряд ли откажутся от этой мысли.
Гендиректор онлайн-кинотеатра TVzavr Марина Сурыгина уверена, что для ее организации новый реестр будет интересен.
— Будет понятно, у кого купить права на тот или иной контент, — рассказывает она. — Плюс если нам не придется искать нарушение авторских прав, а этим будет заниматься кто-то другой, это для нас также хорошо. На фоне блокировок крупных пиратских сайтов у нас растет аудитория. Сейчас рано делать выводы, их можно будет сделать через месяц-два. Но первые результаты нас устраивают.
— Если компания называется национальным реестром, это может означать, что она хочет монополизировать весь рынок, — отметил глава ассоциации «Интернет-видео» Алексей Бырдин. — Есть опасения, что она может стать базой для глобальных лицензий. Они сознательно не стали делать фронтменами ни бывшего главу РАО Федотова, ни Михалкова. Но по сути всё тем же составом пытаются создать новое.