Одной из таких структур, открытой для вступления, станет некоммерческое партнерство «Союзконцерт», учредители которого уже обратились к депутатам Госдумы с инициативой создания такой СРО, рассказывает Пригожин. Сейчас «Союзконцерт» находится в стадии регистрации и заработает с 1 ноября этого года, уточнил он. Учредители «Союзконцерта» – сам Пригожин, а также продюсеры Михаил Шурыгин, Игорь Крутой, Надежда Соловьева, Владимир Зубицкий, Андрей Матвеев, Евгений Финкельштейн, Александр Достман.
Сейчас концертный рынок находится в хаотическом состоянии и напоминает времена Дикого Запада, говорит Пригожин. Организацией концертов занимаются множество случайных людей, в результате чего зрители очень часто оказываются обманутыми – например, не могут вернуть деньги за отмененные концерты. Все чаще, особенно в регионах, случаются мошенничества, когда неизвестные люди под видом популярных артистов продают билеты и исчезают, рассказывает он. «По стране колесят десятки фальшивых групп, зарабатывая огромные деньги на эксплуатации раскрученных имен, и с этим в одиночку очень непросто бороться. Страдают в итоге и артисты, и продюсеры, и зрители, которые платят за фальшивку очень приличные суммы», - говорит Пригожин.
По его словам, идея упорядочить эту сферу деятельности и гармонизировать рынок давно витала в воздухе. «Было два варианта: ждать, пока государство обратит внимание на эту проблему, или действовать самим. Мы выбрали второй путь», - говорит продюсер.
Сейчас в России нет закона, регулирующего концертную деятельность. В 2013 г. депутат Алексей Митрофанов (сейчас находится в международном розыске) внес в Госдуму законопроект, который обязывал организаторов концертов иметь банковские гарантии на сумму 150 млн руб. Но закон так и не был принят.
«Мы уже обратились к депутатам, чтобы они помогли нам разработать такой законопроект», - рассказывает Пригожин. Кто именно из депутатов занимается этой темой, он не говорит. «Было бы хорошо, если бы регулирование коснулось не только концертов, - говорит Пригожин. - Например, болевой для всех участников отрасли проблемой является получение доступа к госфинансированию. Не секрет, что выиграть тендер на проведение того или иного концерта при госучастии практически невозможно, будь ты трижды профи. Это "серая" зона, а следовательно, есть коррупционная составляющая. Мы хотим и об этом говорить с государством». СРО, по его словам, станет своеобразной гильдией работников отрасли: «А это уже другая весовая категория, и с этим придется считаться». При этом речь не идет о некой единственной структуре, которая будет под контролем учредителей. «Мы предлагаем некие критерии, некий профессиональный кодекс, требования, которым будем соответствовать сами и будем требовать от тех, кто присоединится к нам. Но это не значит, что мы будем единственной организацией», - добавляет Пригожин.
Также организация будет тесно сотрудничать с Российским авторским обществом (РАО), рассказывает он: СРО будет получать документы о проведении концертов, на основании которых РАО сможет более эффективно собирать авторские отчисления.
Текст законопроекта уже готов, говорит человек, близкий к авторам документа. Законопроект обязывает всех организаторов зрелищно-развлекательных мероприятий получать разрешения от саморегулируемой организации, следует из текста законопроекта («Ведомости» изучили фрагменты документа). По данным авторов проекта, сейчас в России проходит около 1000 зрелищных мероприятий в день, их организуют более 1000 компаний и индивидуальных предпринимателей. Весной 2015 г. в стране были отменены более 200 концертов из-за плохой продажи билетов и удорожания гонораров артистов из-за падения курса рубля.
«В кризис серьезно уменьшились доходы всех бизнесов, в том числе и концертного, - говорит руководитель концертного агентства C.A.T. и один из соучредителей «Союзконцерта» Андрей Матвеев. - Рынок начали сотрясать различные проблемы: отмены концертов, появление фейковых промоутеров и артистов-двойников. Мы решили, что эту ситуацию надо урегулировать, создать своего рода реестр, чтобы было понятно, кто работает на концертном рынке и какую ответственность его участники должны нести. Это упростит работу организаторов концертов и сделает рынок более прозрачным».
Ранее о желании упорядочить концертный рынок в России в интервью «Ведомостям» рассказывал гендиректор ФГУП «Госконцерт» Сергей Бунин. Госконцерт – наследник советской организации, которая занималась организацией всех гастролей в СССР; а ныне действующий ФГУП пытается сейчас получить кредит у ВТБ на покупку Русской медиагруппы. Бунин говорил, что Госконцерт мог бы стать крупным агентством, которое оказывало бы услуги артистам и продюсерам при организации концертов, службой «одного окна».
По данным информационного агентства «Интермедиа», оборот концертной индустрии в России в 2014 г. составил 70,7 млрд руб., объем рынка корпоративов – еще 19 млрд руб.