Провайдерам хостинга грозят крупные штрафы за нелегальный контент на сайтах их клиентов. Законопроект, представленный Минкультуры для общественного обсуждения, предписывает хостерам блокировать клиентский контрафакт в течение 48 часов после получения жалобы правообладателя. В противном случае им грозит штраф до 1 млн рублей для юрлиц. В апреле Минкультуры планирует внести этот законопроект в правительство.
— У нас была версия законопроекта, в которой ответственность за пиратов несли и операторы связи. Нынешняя версия — компромиссная. Операторы связи из нее исключены, — рассказал «Известиям» замминистра культуры Григорий Ивлиев.
Предложенные ведомством поправки в закон об информации и Кодекс об административных правонарушениях обязывают провайдера хостинга (владельца серверов в сети интернет, предоставляемых в пользование клиентам) в течение 48 часов после получения претензии правообладателя ограничить доступ к противоправному контенту или удалить его. Вначале следует предложить это сделать владельцу сайта, где размещен контент, но если тот не отреагирует, то обеспечить недоступность контрафакта должен сам хостер. В противном случае провайдер будет оштрафован на сумму от 100 тыс. до 1 млн для юрлиц.
— Если санкции не будут жесткими, они не будут иметь значения, — поясняет Ивлиев. — Сегодня штраф за невыполнение предписания Роскомнадзора об удалении незаконной информации, скажем детской порнографии, составляет всего 40 тыс. рублей. Крупный информационный ресурс зарабатывает такие деньги за час. Поэтому мы назвали адекватную сумму.
Директор Координационного центра национального домена сети интернет Андрей Колесников, считает сумму штрафа — от 100 тыс. до 1 млн рублей — не обоснованной. Кроме того, по его мнению, при современных интернет-технологиях сайт бывает размазан между несколькими дата-центрами.
— Допустим, у меня есть дата-центр. У меня есть доступ только к находящимся в нем жестким дискам. Но файл, размещенный на сайте, физически может размещаться не на одном жестком диске — он бывает размазан по целому «облаку». И только владелец площадки сможет удалить противозаконную информацию, — заявил эксперт.
Согласно тексту поправок, пользователь, разместивший в Сети файл, на который поступила жалоба, может прислать ответное возражение, если считает претензии правообладателя необоснованными. При этом материал будет оставаться заблокированным. Как минимум на 14 дней, а если за это время правообладатель обратится в суд — до вступления в законную силу судебного акта.
Если суд встанет на сторону сайта, то фиктивному правообладателю будет выписан штраф — также до 1 млн рублей.
Ранее отраслевые эксперты предупреждали, что быстрая блокировка создает предпосылки для недобросовестной конкуренции — многие сайты можно будет периодически блокировать.
— «Антипиратский» закон действует уже восемь месяцев. За это время было более 200 обращений от правообладателей и ни одного ложного, — отмечает Ивлиев. — Предупреждения о возможных злоупотреблениях — это выдуманная история противников нашего законопроекта.
По мнению замминистра, предложенный механизм соответствует имеющимся моделям защиты авторских прав в интернете.
— Он понятен. Найден баланс между интересами правообладателей и интернет- сообщества. Мы надеемся, что проект в ближайшее время станет законом, — говорит Ивлиев.
Представитель компании Ru-Center (занимается в том числе хостингом) Андрей Воробьев считает верным подход, при котором информационный посредник должен реагировать на жалобы правообладателя и незамедлительно принимать меры по предотвращению распространения нелегального контента, даже без решения суда.
— Главный вопрос здесь — в какой форме будет подано обращение правообладателя и что оно должно содержать, чтобы быть необходимым и достаточным для признания прав заявителя, — отмечает Воробьев. — Здесь информационным посредникам мог бы очень помочь Реестр авторских и смежных прав, инициатива по созданию которого недавно была озвучена в Госдуме. Если обращение правообладателя будет содержать ссылку на реестр, то хостинг-провайдер или другой информационный посредник будет уверен, что запрос правомочен.