На русскоязычных пиратских ресурсах продвигаются более сотни компаний, среди них Ford, Nissan, Volvo, Mazda, Toyota, Microsoft, Gillette, заявил вчера замминистра связи Алексей Волин в ходе конференции "Киноэкспо". Полный список он обещает обнародовать через месяц. "Мы сторонники сочетания традиционных и нетрадиционных методов борьбы с пиратством", — пояснил господин Волин. Пиратские сайты зарабатывают в первую очередь на рекламе, отмечает гендиректор онлайн-кинотеатра TVZavr Марина Сурыгина. Если удастся договориться с рекламными агентствами о прекращении поддержки таких ресурсов, этот бизнес "умрет сам по себе", считает она.
По оценке сервиса Piratepay, за три квартала 2015 года русскоязычные интернет-пользователи скачали 365 млн пиратских копий фильмов. В денежном выражении это может быть 17,7 млрд руб. кассовых сборов и почти 1 млрд руб. доходов от платных интернет-сервисов. Объем рекламы на пиратских ресурсах в России в 2014 году достиг $70 млн, а во всем мире — $227 млн, оценивает ассоциация "Интернет-видео".
Среди названных Алексеем Волиным компаний лишь одна допустила, что ее реклама могла появляться на сайтах с неавторизованным контентом, это Volvo Car Russia. В компании пояснили, что специфика онлайн-рекламы предполагает использование аукционов рекламных объявлений в интернете во время загрузки страницы в браузер пользователя (RTB). "В этом случае мы выбираем не сайты, а аудиторию, которая нам интересна для коммуникации. Площадки (сайты) при таком размещении входят в определенную сеть, которая и занимается их отбором и модерацией. В оперативном режиме отслеживать все сайты, на которых появляется реклама при таком размещении, практически невозможно", — рассказали "Ъ" в Volvo Car Russia. "Мы не можем исключать, что реклама бренда Volvo появилась на упомянутых сайтах в рамках рекламных размещений дилеров Volvo, которые являются самостоятельными юридическими лицами. Согласно законодательству, мы не имеем возможности ограничивать их деятельность в этой области", — заявили в Volvo Car Russia. Впрочем, представитель шведского автопроизводителя хотел бы уточнить, какие онлайн-ресурсы Минкомсвязь причисляет к пиратским.
В "Тойота Мотор" заявили, что им необходимо ознакомиться с "конкретными фактами" размещения рекламы на пиратских ресурсах. Автопроизводитель заверил, что "очень тщательно" подходит к выбору рекламных площадок. "Мы закупаем рекламу только у крупнейших авторизованных селлеров через медийное агентство ООО "Дентсу Смарт". Мы получили подтверждение от медийного партнера о том, что случаи размещения рекламы от лица ООО "Тойота Мотор", противоречащие действующему законодательству РФ, исключены". Mazda Motor Rus не занимается самостоятельным продвижением в онлайне, а нанимает агентства, как и другие крупные компании, говорит директор по маркетингу Mazda Motor Rus Андрей Глазков. Nissan "категорически" не размещает рекламу на пиратских сайтах, заявил пиар-директор Nissan в России Роман Скольский. В Ford Sollers заверили, что соблюдают законодательство. В Microsoft от комментариев отказались, связаться с представителем Procter & Gamble (владеет Gillette) не удалось. Собеседник в одной из компаний с недоумением воспринял заявление Алексея Волина: "Бизнес готов к диалогу, но Минкомсвязь к нам не обращалась".
В законе "Об информации" есть понятие "информресурс, распространяющий объекты авторских и (или) смежных прав без разрешения правообладателя". Пиратский сайт можно причислить к этой категории и ограничить к нему доступ, сказал Олег Колотилов из юридической фирмы "Кульков, Колотилов и партнеры". При этом закон "О рекламе" не запрещает размещение рекламы на таком ресурсе, говорит юрист. "То есть речь идет не о незаконности размещения рекламы, а о неэтичности такого размещения. Это фактически поддержка пиратов платой за рекламу", — резюмирует господин Колотилов.
Роман Рожков; Елизавета Макарова, Санкт-Петербург
Фото: Зотов Алексей / Коммерсантъ