По итогам расширенного заседания думского комитета по информационной политике его глава Леонид Левин обещал учесть поступившие замечания. При этом он затруднился сказать, успеет ли текущий созыв Госдумы принять законопроект в окончательном чтении.
«Мы всегда слышим представителей отрасли. Мы постараемся учесть все замечания при доработке законопроекта, чтобы закон был не просто принят, а (был бы. – RNS) работающим, чтобы не создавать дополнительные проблемы индустрии», – сказал Левин. Он уточнил RNS, что если текст законопроекта будет доработан, то его рассмотрят на комитете во втором чтении во вторник. Левин не ответил, на вопрос, успеет ли текущий состав Госдумы принять законопроект в третьем, окончательном чтении. Следующая пленарная неделя будет последней перед выходом нижней палаты парламента на летние каникулы в преддверии сентябрьских выборов.
Законопроект делает невозможной работу в России международной группы TNS, которая последние 20 лет осуществляет в стране телеизмерения, на основе которых телеканалы определяют популярность передач и продают рекламу.
«Мы не можем идти по пути запретов или ограничений на проведение исследований, – обратился к участникам заседания Левин. – В этом плане смысл законопроекта, предлагающего возможность проведения любых исследований, но вводящего ограничение на использование для обоснования размещения рекламы только аккредитованных компаний, совершенно логичен». В части ограничения иностранного участия «основная претензия к американской компании, которая по факту занимает монопольное положение на рынке, даже не в том, что она иностранная, а в том, что механизм исследования не всегда очевиден и возможность воздействия на отечественный рекламный рынок не может быть отслежена, а результаты не могут быть мотивированы и оспорены», подчеркнул глава комитета.
«В целом законопроект поддерживается», – озвучил позицию начальник отдела нормативно-правового регулирования в сфере СМИ и массовых коммуникаций Алексей Смирнов. В то же время он указал на необходимость корректировок документа ко второму чтению. К обозначенной в законопроекте обязанности рекламодателей использовать данные аккредитованной организации он призвал «крайне осторожно подойти». Также Смирнов предложил подумать об увеличении предоставления срока госаккредитации с одного года до пяти. Обозначенная же дата же вступления закона в силу вполне реальна, считает Смирнов. «1 января 2017 года – тот срок, который реален, но мы все готовы обсуждать», – сказал он.
Норму о прямой обязанности рекламодателей использовать измерения аккредитованной компании также подверг критике начальник управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции ФАС Николай Карташев. «Нам не совсем понятно слово «обязан», – высказался он.
Роскомнадзор «в целом поддерживает» законопроект, но «отсрочка нужна», отметил замначальника управления разрешительной работы Максим Виноградов.
Если оставить дату 1 января будущего года, «мы практически обрушим рынок», обеспокоен вице-президент АКАР, президент Транскоонтинентальной МедиаКомпании Александр Митрошенков. Наиболее разумным сроком ему видится 1 января 2018 года.
«Процесс регулирования со стороны государства назрел давно», – поддержал законопроект президент Media Arts Group Олег Волкош. По его словам, «индустрия сама не справилась». В то же время он также указал, что срок вступления в силу новых норм необходимо перенести минимум на три года.
Критически о законопроекте высказался президент Ассоциации коммуникационных агентств России Алексей Ковылов. Он полагает, что изменения в закон о рекламе являются несвоевременными, поскольку рекламный рынок ещё не восстановился и пребывает в глубоком застое. Он также обозначил нереалистичность сроков, предложил ввести переходный период и позволить TNS передать накопленные данные и инструментарий новому российскому телеизмерителю.
«Мы считаем, что инициатива абсолютно своевременная, – заявил президент Медиа-Коммуникационного Союза Сергей Петров. – Данный законопроект создает базу для создания индустриальной площадки в России». Он уверен, что вопрос прозрачности и точности измерений стоит давно, а нормы по иностранному участию, примененные к СМИ «показали свою эффективность».
«В его сути (законопроекта. – RNS) заложена необходимость прозрачности в сфере исследований, которой нам не хватало», – поддержал законопроект председателя комиссии Общественной палаты по развитию информационного сообщества, президент «Издательства Семь Дней» Дмитрий Бирюков. Он считает данные TNS не в полной мере репрезентативными, в том числе в связи с сужением опрашиваемой аудитории. А, например, при подсчете интернет-аудитории TNS лишь недавно добавила к персональным компьютерам планшеты и смартфоны, отметил он.
Представители телевидения, «Первого канала», ВГТРК, группы «СТС-Медиа», МТРК «Мир» целом поддержали законопроект. «Мы естественно заинтересованы в создании настоящей национальной большой панели», – выступила руководитель дирекции стратегических исследований аудитории «Первого канала» Елена Юровская. «В целом мнения у нас ещё нет. Мы слушаем мы наблюдаем», – сказала руководитель службы исследований телекомпании НТВ Галина Коломиец. Вместе с тем все телеканалы также поставили под сомнение обозначенные сроки вступления закона в силу. По мнению Юровской, инициативу можно будет реализовать не раньше 2018 года.
Поправки в законодательство о СМИ и рекламе, запрещающие исследовать российскую телеаудиторию агентствам с долей иностранного участия более 20% (по аналогии с действующим ограничением на участие иностранных акционеров в российских СМИ), были внесены в Госдуму в начале июня депутатом от ЛДПР Андреем Луговым, бывшим руководителем службы безопасности телеканала ОРТ. Согласно законопроекту для возможности проводить телеизмерения российские компании должны будут пройти государственную аккредитацию, иностранцы и граждане России со вторым гражданством лишаются права устанавливать «любые формы контроля над аккредитованной организацией». Рекламодатели будут обязаны ориентироваться на результаты исследований аккредитованных организаций.