Онлайн-магазины, образовательные ресурсы, сайты для скачивания программного обеспечения, афиши, рекрутинговые порталы и многие другие интернет-сервисы, не попадут под действие блогерского закона. Им не нужно будет регистрироваться, если количество пользователей достигнет 3 тыс. в день. Популярным блогерам и площадкам потребуется регистрация не в любом случае, а лишь после запроса Роскомнадзора или Федеральной службы безопасности (ФСБ). Такие предложения содержатся в проекте постановлений правительства, подготовленных Роскомнадзором вместе с представителями интернет-индустрии и блогерами. ФСБ предлагает менее либеральную версию подзаконных актов к блогерскому закону.
1 августа вступят в силу подписанные президентом России 5 мая поправки в законы «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», «О связи» и Кодекс об административных правонарушениях (КоАП). Этим законопроектом блогеров, у которых количество читателей составляет от 3 тыс. в день, обязали соблюдать ряд ограничений, аналогичных правилам для СМИ. Популярные блогеры и сервисы блогов должны будут регистрироваться в Роскомнадзоре. Эти обязанности не распространяются на сайты «для личных, семейных и домашних нужд». Список таких нужд, согласно закону, должно определить правительство.
— Закон прямо указывает, что из-под определения «организатор распространения информации» могут быть выведены лица, которые создают интернет-площадки для личных, семейных и домашних нужд, — говорит официальный представитель Роскомнадзора Вадим Ампелонский. — По нашему мнению, перечень таких нужд должен включать солидный массив образовательных, воспитательных и научных сайтов, интернет-магазинов, сетевых библиотек или литературных форумов. Речь идет о поле социально позитивной интернет-активности, творчества или онлайн-коммерции — сюда однозначно не попадают сайты общественно-политической направленности.
В подзаконных актах Роскомнадзор предлагает сделать регистрацию необязательной. Но в случае если поступит запрос от органов правопорядка, от Роскомнадзора, ФСБ или обоснованное требование о необходимости зарегистрироваться от любого федерального органа исполнительной власти, сайту или блогеру придется регистрироваться. Такое требование может поступить, лишь если посещаемость блога достигнет 3 тыс. в сутки. Этот показатель можно будет проверить несколькими независимыми друг от друга считчиками — в этом качестве сейчас рассматриваются, например, «Яндекс.Метрика» и OpenStat.
Согласно уже принятому закону, если площадка зарегистрируется как организатор распространения информации, она должна на протяжении шести месяцев хранить «на территории Российской Федерации информацию о фактах приема, передачи, доставки и (или) обработки голосовой информации, письменного текста, изображений, звуков или иных электронных сообщений пользователей сети интернет». За неисполнение данного требования грозит штраф: для юрлиц — до 500 тыс. рублей.
Как сообщил один из участников встречи Роскомнадзора с интернет-компаниями 2 июня, представители ФСБ внесли в перечень видов сайтов, не требующих регистрации, примечания, которые, по мнению собеседника «Известий», перечеркивает данный подзаконный акт в принципе. Например, если у сайта суточная посещаемость превышает 10 тыс., то он выпадает из списка исключений.
— Такое число пользователей есть почти у каждого популярного сайта — афиши или рекрутингового портала. Фактически это примечание сводит на нет смысл данного постановления, — добавляет другой участник встречи.
— Есть различные точки зрения по поводу того, должна ли быть ограничена пользовательская аудитория таких сайтов. Пока этот вопрос окончательно не определен, — отмечает Ампелонский. — В любом случае необходимость исполнения предписываемых законом требований возникает после запроса уполномоченных государственных органов.
Кроме того, ФСБ выводит из-под действия исключений коммуникационные сервисы интернета. Почтовым службам, мессенджерам и т.п. понадобится регистрироваться.
— По нашему мнению, то, что не является блогами, нужно вывести из-под действия закона. Но на сегодняшний день это предложение не учтено и вряд ли будет учтено в дальнейшем, — рассказывает Сергей Плуготаренко, директор Российской ассоциации электронных коммуникаций (объединяет около 120 компаний и организаций Рунета).