Депутаты Госдумы от ЛДПР Андрей Луговой и Вадим Деньгин внесут на этой неделе законопроект, который наделяет популярных блогеров обязанностями СМИ, рассказал «Ведомостям» Деньгин. Поправки будут внесены в закон об информации и обяжут владельцев персональных сайтов или страниц (что, как уточняет Деньгин, коснется и страниц в соцсетях) с ежедневной аудиторией более 3000 посещений соблюдать те же нормы, что и СМИ: проверять достоверность размещаемой информации, выполнять правила предвыборной агитации (соблюдать «день тишины», не публиковать соцопросы в последние пять дней до голосования и т. д.), не распространять сведений о частной жизни граждан, указывать возрастные ограничения для пользователей.
Все популярные личные страницы будут попадать в специальный реестр Роскомнадзора, который уведомит пользователя о том, что отныне он обязан выполнять требования закона о СМИ.
Кроме того, с рекламных доходов (которые сейчас неподконтрольны) блогеры должны платить налоги, говорит Деньгин. Для популярных блогеров это начало капитализации, поддерживает идею председатель комитета по информполитике Алексей Митрофанов.
Идея приравнять блоги к СМИ и подвести их под налогообложение обсуждалась руководством единороссов еще прошлым летом, однако реализация была отложена, напоминает собеседник, близкий к руководству фракции: теперь документ более-менее согласован ведомствами, хотя ко второму чтению могут появиться коррективы.
Норма о 3000 посещений касается любого более или менее популярного блогера, говорит известный блогер Антон Носик. Большинство блогхостингов зарегистрированы не в России и блогеры не обязаны выполнять требования властей, а обеспечить себя хостингом за пределами рунета сегодня в состоянии любой блогер, говорит он. Деньгин признает, что, хотя страницы на Facebook подпадают под действие этих норм, вопрос представления компанией данных придется решать путем переговоров. Но если компания работает в России, она должна соблюдать ее законы, а те, кто оказывает серьезное влияние на общественное мнение, должны нести ответственность за недостоверные сведения, убежден депутат.
Еще одну инициативу о регулировании интернета рассмотрит 10 апреля комитет по информполитике. Речь идет о поправках ко второму чтению в ту часть«антитеррористического пакета», которая касается всемирной сети (законопроект был внесен членами всех фракций после декабрьских терактов в Волгограде), говорит Митрофанов. Одобренные в первом чтении изменения обязывают физических и юридических лиц, организующих распространение или обмен данными в интернете, хранить информацию о действиях пользователей в течение полугода и предоставлять ее по требованию правоохранительных органов, а также уведомлять Роскомнадзор о намерении начать такую деятельность. Проект также дает право правительству установить порядок идентификации пользователей интернета.
Поскольку формулировки законопроекта были расплывчаты, предлагается уточнить, что под действие его норм не подпадают те, кто обменивается информацией в личных, семейных и домашних целях (такое определение есть в Гражданском кодексе), говорит Митрофанов, который является автором поправок. Его предложения, по словам источника в руководстве «Единой России», будут учтены. «Организатором» обмена данными будет считаться тот, кто обеспечивает работу систем и программ для приема, передачи, доставки и обработки электронных сообщений пользователей. Исключение составят сайты госорганов и лицензированные операторы связи — это сэкономит деньги бюджету, говорит Митрофанов. Те, кто подпадет под действие закона, должны будут хранить информацию в течение полугода и по требованию правоохранителей устанавливать СОРМ. Однако ко второму чтению для экономии ресурсов решено уточнить, что хранить нужно не весь контент, а только историю фактов соединения.
В действующем законе об информации уже содержатся все необходимые понятия и не ясно, зачем вводить новые, удивляется начальник юридического отдела Координационного центра национального домена сети интернет Сергей Копылов. Получается, что в сети есть еще какое-то таинственное (вроде снежного человека) лицо, которое втайне от провайдеров хостинга и владельцев сайтов обеспечивает функционирование информационных систем, и именно это лицо сейчас пытаются вытащить на свет и заставить сообщить о начале своей деятельности, грозя большими штрафами, недоумевает эксперт.
Впрочем, если рассматривать эту инициативу не как очередной законотворческий ляп, а как осознанный шаг и предположить, что «регулировать» собираются не хостинг-провайдеров и соцсети, а бесплатные почтовые сервисы типа Mail.ru и «Яндекса», то логика, по мнению Копылова, становится простой и понятной. В свете давних споров о доступе правоохранителей к частной переписке без решения суда настоящий законопроект выглядит как попытка резко упростить ситуацию и опустить вопрос с уровня Конституции на уровень постановлений правительства, а затем, возможно, и ведомственных инструкций, заключает эксперт.