Официальное заключение о том, является ли сайт «зеркалом» — полной копией пиратского ресурса, будут делать эксперты, аккредитованные Роскомнадзором. Такое предложение было высказано на совещании в Минкомсвязи с участием правообладателей, интернет-компаний и Роскомнадзора. Встреча была посвящена обсуждению законопроекта, который направлен на борьбу с «зеркалами» пиратских сайтов. Об этом «Известиям» рассказали несколько участников совещания. В Минкомсвязи и Роскомнадзоре от комментариев отказались.
На совещании обсуждали, кто же будет решать, является ли сайт с нелегальным контентом «зеркалом» заблокированного ресурса. Такими полномочиями могут быть наделены либо сам Роскомнадзор, либо эксперты, аккредитованные надзорным ведомством, либо специалисты ИТ-рынка.
Один из участников совещания в Минкомсвязи рассказал «Известиям», что процедура блокировки зеркал будет следующая: после того, как решение суда о блокировке основного сайта вступит в законную силу, правообладатель составляет список ресурсов — «зеркал» и направляет его эксперту, который должен будет определить, являются ли эти ресурсы копией заблокированного или нет. Сколько времени понадобится на вынесение решения экспертом — еще не утверждено. С полученным заключением правообладатель должен будет направиться в Мосгорсуд, который в течение пяти дней вынесет судебный приказ по «зеркалам» и направит на блокировку в Роскомнадзор адреса этих сайтов.
Обычно правообладатели чутко реагируют на создание пиратскими ресурсами «зеркал». Действующий антипиратский закон не предусматривает блокировок сайтов-копий. Но попытки заблокировать такие ресурсы уже предпринимаются. В начале апреля правообладатели подали первое обращение в Мосгорсуд о блокировке сайтов —зеркал заблокированной в России онлайн-библиотеки Flibusta.net – Flibusta.is и Flibusta.me. Однако правообладателям еще необходимо доказать, что эти сайты действительно являются «зеркалами» и нарушают права.
— По нашему опыту, данный законопроект — наименее спорный среди всех антипиратских инициатив последнего времени, — отметил глава ассоциации «Интернет-видео» Алексей Бырдин. — Принятие законопроекта усилит позицию правообладателей и позволит нам противодействовать пиратам в процессе их реинкарнации после блокировки основного сайта.
Гендиректор Ассоциации защиты интернет-пользователей (АЗАПИ) Максим Рябыко рассказал, что главная цель пиратов при создании сайтов — зарабатывать на них деньги, а для этого у сайта должна быть посещаемость. Вопрос блокировки «зеркал» был вне правового поля и позволял создавать «зеркала» перед блокировкой основного домена и там продолжать деятельность.
— Сейчас «зеркала» будут блокироваться оперативно, а значит, это сильно усложнит жизнь пиратским площадкам и скорее всего они откажутся от этой деятельности, — предположил Максим Рябыко.
На совещании также обсуждали статью закона, посвященную пропаганде способов обхода блокировок. По словам участников совещания, представитель Минкомсвязи заявил, что смысла в такой статье нет. Она была необходима после того, как ряд интернет-провайдеров после блокировки какого-либо сайта на странице-заглушке оставляли инструкции по обходу блокировок. Поступать таким образом провайдеры перестали, а сама статья несет в себе опасность, поскольку грань между пропагандой способов обхода блокировок и информацией о способах блокировок, которую, к примеру, может в своей статье изложить журналист, очень тонкая.
Согласно вступившей в силу 1 мая 2015 года расширенной версии антипиратского закона, Мосгорсуд в первой инстанции рассматривает иски о размещении в Сети фильмов, книг, музыки и софта. Эта инстанция по заявлению правообладателя принимает решение о досудебных обеспечительных мерах — внесении пиратского ресурса в черный список Роскомнадзора. При этом страница сайта, где размещены контрафактные материалы, оказывается недоступна для российских пользователей Сети. Для клиентов некоторых провайдеров недоступным становится весь сайт-нарушитель. Закон также предусматривает процедуру «пожизненной» блокировки сайта — за рецидив, то есть неоднократное нарушение прав правообладателей.