— Мы сообщили о пилотном проекте фильтрации интернета в Костроме. Нам сказали, что он охватывает лишь 75 тыс. абонентов. Поэтому сейчас наша задача — протестировать систему на миллионе абонентов у федерального оператора связи, — говорит Давыдов. — Важно проверить качество фильтрации на больших нагрузках и понять, какое будет время отклика, зависнет система или нет, насколько корректно будет работать.
В Роскомнадзоре не стали комментировать этот проект. В протоколе совещания записано: «Предложить «Лиге безопасного интернета» осуществить на площадке МКС презентацию технических и программно-аппаратных средств ограничения доступа к запрещенной для распространения среди детей информации».
Некоммерческое партнерство «Медиа-Коммуникационный Союз» (МКС) объединяет операторов связи и медиакомпании. В числе его учредителей — крупные провайдеры доступа в интернет: МТС, «ВымпелКом», «МегаФон», «Ростелеком».
— Мы знаем, что есть предложение обсудить проект «Лиги безопасного интернета» на площадке Союза, но пока конкретных предложений не поступало, — рассказал «Известиям» президент МКС Сергей Петров.
О том, что ЛБИ готовится запустить в регионах России «Чистый интернет», «Известия» писали еще в 2013 году. Лига решила создать «белый список» доверенных сайтов. А для остального интернета будет работать «умный фильтр», анализирующий контент «на лету». Когда пользователь захочет нажать на какую-то ссылку, «умный фильтр» проверит контент, который скрывается за этой ссылкой и определит, допустим его показ или нет. Фильтрация должна начать работать у пользователей по умолчанию. Те, кто не хотят получать фильтрованный интернет, должны будут либо писать заявление своему провайдеру, либо выключить фильтрацию в личном кабинете. Такие фильтры ЛБИ протестировала на 75 тыс. пользователей в Костроме, но их не устанавливали по умолчанию.
В 2014 году в интервью «Известиям» Елена Мизулина заявила, что пользователям необходимо дать «Чистый интернет» именно по умолчанию.
— Чтобы очистить домашний интернет от всего, что может нанести вред ребенку, нужно проделать целый ряд манипуляций: приобрести программное обеспечение с функцией родительского контроля, покопаться в настройках компьютера, установить фильтр и т.д., — говорила тогда «Известиям» Мизулина. — Есть смысл повернуть ситуацию на 180 градусов. Изначально обеспечить настройку «Чистый интернет» на уровне оператора связи, предусмотрев возможность для пользователей отключить ее. Ведь лишь немногие родители способны самостоятельно разобраться, как установить родительский контроль, зачастую дети оказываются куда продвинутее и легко могут обойти все фильтры, даже не подозревая, какой опасности себя подвергают.
По словам Дениса Давыдова, ЛБИ презентует операторам свои фильтры и предложит протестировать их на абонентах. По итогам переговоров станет понятно, будет ли у всех включена фильтрация по умолчанию, или ее надо будет включить через личный кабинет.
— Мы готовы поучаствовать в диалоге. Всё зависит от возможности и желания операторов связи, — добавил Давыдов.
В МТС и «ВымпелКоме» предпочли не комментировать возможность тестирования. В «МегаФоне» «Известиям» сообщили, что инициатива «Лиги» подлежит внимательному изучению с точки зрения соблюдения конституционных прав граждан на свободу доступа к информации.
— Кроме того, концепцией не предусмотрены порядок и критерии определения допустимой информации. В частности, какие сайты и кем будут включаться в «белые списки», — рассказали в пресс-службе «МегаФона».
— Запрос от «Лиги безопасного интернета» пока не поступал, поэтому мы не можем оценить реализуемость такого проекта, — сообщили в пресс-службе «Теле2».
Представитель МТС Дмитрий Солодовников отметил, что реализация инициативы ЛБИ может повлиять на качество доступа в интернет, увеличить его себестоимость, потребовать дополнительной защиты персональных данных абонентов. Кроме того, это может затормозить ликвидацию «цифрового неравенства» в России и негативно отразиться на деятельности мелких операторов.
— Предлагаемое ЛБИ решение малоэффективно в техническом плане, так как алгоритмы семантической фильтрации могут работать только с текстом, но не с аудио-, видео- и фотоконтентом, — говорит Солодовников. — Кроме того, такие алгоритмы не способны отфильтровывать зашифрованную передачу данных, а ее доля в трафике операторов стремительно растет.
По мнению исполнительного директора региональной общественной организации «Центр интернет-технологий» (РОЦИТ) Сергея Гребенникова, пользователей в интернете безусловно надо защищать, но для этого уже создан инструмент — черный список, в создании которого принимала участие та же «Лига».
— Преступления совершаются не в интернете, а людьми в офлайне. Мы ограждаем человека в интернете от негатива, а в офлайне он будет с этим сталкиваться, — говорит Гребенников. — Нельзя строить песочных замков и говорить, что в интернете всё будет чистое и белое, а в офлайне пусть происходит что угодно. Нет смысла пилить интернет на черный или белый. Интернет лучше использовать максимально во благо. Надо создать сервисы и продукты в Сети, которые будут востребованы, и у людей не будет желания ходить на плохие ресурсы.
Владимир Зыков