Напомним, законопроект о запрете рекламы фаст-фуда предполагает существенное ограничение рекламы продуктов с высоким содержанием соли, сахара или жиров. К их числу автор инициативы - депутат Госдумы от "Единой России" и личный друг Владимира Путина Василий Шестаков - отнес целые категории продовольственных товаров: снеки, газированные напитки с добавлением сахара или красителей, первые и вторые блюда на основе пищевых концентратов быстрого приготовления, жареные во фритюре полуфабрикаты, а также шоколад и другие готовые кондитерские продукты.
Предполагается, что реклама вредных продуктов будет запрещена на ТВ и радио с 7 до 22 часов и полностью запрещена в теле-, радиопередачах и печатных СМИ для несовершеннолетних. Также нельзя будет размещать рекламу подобных продуктов в образовательных, детских оздоровительных заведениях, или поблизости от них. Полностью запрещаются акции с раздачей образцов продукции, в том числе в местах продаж.
14 сентября профильные комитеты Госдумы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству и по информационной политике, информационным технологиям и связи одобрили законопроект. Он внесен на рассмотрение нижней палаты парламента в первом чтении, которое состоится в декабре 2015 года.
Наш портал первым предупреждал о губительных последствиях принятия данного законопроекта: по предварительным оценкам рекламная отрасль потеряет не менее 10 млрд. рублей в год, что особенно неприятно на фоне и без того серьезного падения рынка на фоне экономического кризиса и чрезмерного госрегулирования. Некоторые эксперты - например, Нил Хардвик из GroupM - говорят о более серьезных объемах потерь для российской рекламы: до 20 млрд. рублей в год.
Удар будет нанесен и по компаниям-производителям продуктов питания и безалкогольных напитков. С катастрофическими прогнозами выступили производители кондитерских изделий, которые предрекли коллапс собственной индустрии из-за принятия запрета рекламирования шоколада и других кондитерских изделий. При этом, подсчитали эксперты, сама по себе формулировка причины принятия подобного закона - защита здоровья россиян - не имеет под собой оснований: в нашей стране потребление того же шоколада значительно меньше, чем в Европе, и неуклонно сокращается без всяких запретов.
Недавно против законопроекта высказалась Ассоциация Коммуникационных Агентств России (АКАР): эксперты рекламной отрасли предупредили в открытом письме, что принятие поправок приведет к избыточному регулированию рекламы, что обернется негативным последствиям для всей рекламной индустрии и смежных областей. «Подобные шаги затронут не только рекламные предприятия, СМИ и смежные отрасли, обеспечивающие работой порядка миллиона человек, но и сферу общепита. В результате неизбежными будут сокращения персонала и существенное падение объемов рынка рекламы, а также налоговых отчислений в государственный бюджет», - говориться в письме АКАР.
Помимо производителей кондитерских изделий под удар могут попасть и другие компании-производители продуктов питания и розничной торговли. Это связано с ограничением оборота продукции, как следствие принятия законопроекта. А это уже говорит о нарушениях свободы экономической деятельности, предостерегают эксперты АКАР.
Теперь на стороне противников законопроекта и чиновники: как сообщила сегодня газета "Коммерсант" со ссылкой на собственные источники, три профильных ведомства - ФАС, Минздрав и Роспотребнадзор - представили отрицательные отзывы на инициативу. Отмечается, что один из основных рисков связан с грядущим Чемпионатом мира по футболу 2018 года, спонсорами которого выступают Coca-Cola и McDonald's. Напомним, что именно из-за ЧМ была проведена частичная либерализация закона о запрете рекламы пива, поскольку ключевым спонсором первенства является пиво Bud.
Возможно, что именно угроза срыва ЧМ выступит стоп-краном для принятия одиозного законопроекта, который столь легко преодолел многочисленные комитеты Госдумы.