Такие переговоры идут, знает и человек, близкий к партнерам Facebook, обсуждение находится на самом раннем этапе.
Представитель Facebook не ответил на запрос «Ведомостей». Представитель «Яндекса» сообщил, что поисковик всегда открыт для переговоров с разными компаниями.
Facebook интересны сервисы, популярные в России, – вызов такси, покупка товаров, билетов в кино, авиабилетов, бронирование отелей, рассказывает один из собеседников «Ведомостей». «Яндекс» мог бы стать оператором этих сервисов для Facebook, у него уже есть «Яндекс.Такси», «Яндекс.Маркет», «Яндекс.Афиша» и др. Пользователи соцсети могли бы оплачивать сервисы «Яндекса» или делать покупки через «Яндекс.Маркет» прямо в Facebook, а выручку от этих транзакций компании делили бы. Правда, чтобы это заработало, обеим компаниям придется наладить сквозную авторизацию – объединить аккаунт Facebook с «Яндекс.Паспортом». Близкий к поисковику человек говорит, что компании обсуждают различные эксклюзивные условия для пользователей Facebook – бесплатный доступ к «Яндекс.Музыке» и скидки на поездки в «Яндекс.Такси».
Кроме того, «Яндекс» и Facebook говорят о гиперлокальном таргетинге – системе, которая будет показывать пользователю Facebook скидки в находящихся рядом магазинах или кафе. «Яндекс» уже показывает пользователям Facebook и Instagram скидки в экспериментальном сервисе «Яндекс.Момент». Если «Яндексу» удастся договориться с Facebook, обещает близкий к поисковику человек, он возьмет на себя роль единого агентства, которое будет работать с сотнями тысяч мелких рекламодателей из офлайна. Если рекламный инвентарь Facebook и «Яндекса» объединить, это может привести к увеличению охвата обеих рекламных сетей, радуется он.
Facebook же успешно развивается в мобильной среде: его приложение входит в топ-3 самых популярных в мире, знает Мэри Микер, партнер Kleiner Perkins Caufield & Byers. Второе по популярности – мессенджер WhatsApp, принадлежащий Facebook; третье – браузер Chrome от Google. В этих трех приложениях пользователи смартфонов и планшетов проводят 80% времени.
В I квартале 2016 г. мобильная реклама принесла Facebook почти 80% рекламной выручки. «Яндексу» мобильный трафик принес в 2015 г. 21% выручки от контекстных объявлений. Facebook не раскрывает доходы в России. Управляющий директор Dentsu Aegis Network Максим Осипов оценивал их в сотни миллионов рублей в год. «Яндекс» получил в 2015 г. 58,2 млрд руб. рекламной выручки.
Совокупная аудитория Facebook в России в 1,6 раза меньше, чем у «Яндекса»: 12,6 млн против 20,4 млн человек (данные TNS за апрель; жители 12–64 лет в городах с населением более 700 000 человек). В Москве и Санкт-Петербурге аудитория Facebook заметно пересекается с аудиторией «Яндекса»: в целом 98% пользователей соцсети хотя бы раз в месяц заходят на «Яндекс», но среди только мобильных пользователей 35% посетителей Facebook не пользуются регулярно российским поисковиком. Эксклюзивно мобильных пользователей соцсети – 2,9 млн человек, или 40% от аудитории в этих двух городах.
Руководитель крупной рекламной группы в восторге: «Если «Яндекс» действительно добьется объединения данных с Facebook, рекламодатели рунета получат массу данных о пользователях – не только историю поисковых запросов, но и сведения о семейном положении, путешествиях, увлечениях и т. д.». «Яндекс», надеется он, благодаря Facebook получит хороший мобильный трафик, которого ему так не хватает.
Директор по национальному маркетингу российского «Макдоналдса» Юлия Конева уверена, что сотрудничество «Яндекса» и Facebook – правильная идея: «Данные соцсетей дают возможность очень адресного размещения рекламы по почти гарантированным характеристикам пользователя».