— Мы рассчитываем, что в рамках программы будут оцифрованы самые ценные экземпляры. Сегодня даже если вы являетесь научным сотрудником, вас не допустят к старинным книгам, потому что все они хранятся в специальных условиях, — рассказала Евгения Гусева.
Остальные книги, не представляющие серьезную общественную или научную ценность, будут внесены в реестр книжных памятников, который ежегодно составляется Министерством культуры. В данный момент ведется работа по поиску ценных книг, определению необходимой реставрации и способов их дальнейшего хранения. Программа по оцифровке рассчитана до 2020 года.
— В каждой крупной библиотеке есть центр по работе со старинными книгами, который занимается выявлением и описанием книжных памятников. Это достаточно серьезная научная работа. Ежегодно счет идет на сотни новых старинных книг, — сказала Евгения Гусева.
Один из таких центров — в Белгородской государственной областной научной библиотеке. Главный библиотекарь Татьяна Догадина рассказала «Известиям» о том, что в ближайшее время центром будет оцифровано средневековое издание Аристотеля.
— Наша гордость — это сборник Аристотеля 1552 года, который отпечатан в Швейцарии в Базеле. Люди очень рады, когда раритетные книги можно пролистать на компьютере, — отметила Татьяна Догадина. — Всего нам предстоит оцифровать более 8 тыс. редких книг, это работа на годы.
Начальник отдела библиотек департамента науки и образования Минкультуры пояснила «Известиям», что понятие «книжный памятник» включает в себя поздние издания с так называемыми маргиналиями (записями на полях) известных людей.
— Книги XX века с маргиналиями Циолковского и Эйнштейна тоже считаются значимыми. Что уж говорить о пометках Пушкина в книгах из библиотеки Чаадаева. Больше всего работы предстоит в дальних регионах, потому что именно там сегодня выявляются самые интересные книги, — сказала Евгения Гусева.
Эксперт по библиотечному делу, главный редактор одноименного журнала Татьяна Филиппова в разговоре с «Известиями» усомнилась в методах исполнения инициативы.
— Несколько лет назад Владимир Путин подписал указ о том, что в Национальную электронную библиотеку необходимо включать 10% всех издаваемых в стране книг. Однако действенных критериев отбора этих изданий так и не выработано, — напомнила Татьяна Филиппова.
По мнению эксперта, методы выявления значимости исторических книг также вызывают вопросы.
Писатель Захар Прилепин назвал категории книг, которые, по его мнению, будут оцифровывать в последнюю очередь.
— У нас в библиотеках хранятся целые массивы никому не известной советской литературы, многие авторы которой незаслуженно забыты. Та же участь постигла народническую литературу — она очень редко переиздавалась, и ее было бы хорошо выложить в электронном виде, — заявил писатель.
В программу по составлению реестра книжных памятников входят центральные библиотеки из 45 субъектов Российской Федерации. Согласно государственному контракту, до 15 декабря 2014 года работе с книжными памятниками планируется обучить не менее 25 специалистов из каждого региона.