Крупнейший регистратор доменных имен зоны .ru — группа Ru-Center (юрлицо — ЗАО «РСИЦ») диверсифицирует бизнес. Компания займется услугами по подбору доменных имен, юридической поддержкой. Основной причиной расширения спектра услуг стало появление новых доменных зон и падение числе регистраций в зоне ru. Об этом «Известиям» рассказал директор Ru-Center по связям с общественностью и взаимодействию с госорганами Андрей Воробьев.
— Мы хотим предложить клиентам помощь в выборе имени сайта, подбор доменной зоны в зависимости от того, на какую аудиторию рассчитан сайт. А также юридические услуги, — объясняет Воробьев.
По его словам, диверсификация происходит вынужденно. Прежний рост количества доменов .ru сменился падением. Многие домены были куплены для продвижения основного сайта, для поисковой оптимизации. После того как поиск «Яндекса» поменял правила ранжирования, покупка таких доменов потеряла смысл.
Кроме того, управляющая адресным пространством интернета международная корпорация ICANN запустила в Сети множество новых доменных зон верхнего уровня. Например, для российской аудитории уже появились .Москва, .Moscow, .Дети, .Yandex, .Сайт, .Онлайн и другие.
— На рынке регистрации высокая конкуренция, а у пользователей есть потребность в комплексных услугах по защите бренда, — отметил Воробьев. — Здесь мы анализируем зарубежный опыт.
Перенять полностью иностранные бизнес-модели не получится. По словам Воробьева, этому помешают особенности российской бухгалтерской отчетности.
— К примеру, в США можно оплатить множество услуг с корпоративной карты, и никаких бумаг не требуется, — рассказывает он. — А у нас надо оформить договор в бумажном виде, к нему должны прилагаться акты и так далее. Это всё удорожает услугу. Но для российских компаний это дает конкурентные преимущества — только они хорошо разбираются в необходимых бумагах, могут предоставить необходимый сервис для отечественных юрлиц, гарантировать, что всё будет оформлено в надлежащем виде.
Доменный брокер Павел Гросс-Днепров считает новый бизнес Ru-Center достаточно перспективным.
— В доменном бизнесе много тонкостей. Например, был случай, когда домен zavod.ru отобрали у владельца через суд. Его отобрал какой-то завод, который зарегистрировал соответствующую торговую марку. А если бы владелец zavod.ru сам зарегистрировал товарный знак по какому-то другому классу товаров и услуг, то он был бы защищен, — рассуждает Гросс-Днепров. — У Ru-Center большой пул клиентов. Рынок хороший. Но компании нужно собрать штат профессионалов, которые разбираются в этой теме.
По мнению гендиректора компании-регистратора Reg.ru Алексея Королюка, логичнее было бы создать в холдинге Ru-Center новую компанию для нового бизнеса.
— Говорить, что подобный ход нацелен на рост выручки, сложно. Это надо подтвердить. Пока что российские регистраторы доменов такие продукты не запускали. Мы не знаем, как это будет работать, — рассуждает Королюк. — Запускать новую услугу в рамках одной фирмы — плохо. Произойдет смешение восприятия бренда компании. Логичнее создать под новый бизнес другую фирму или заключить партнерские соглашения с какой-то профильной компанией.
В России зарегистрировано порядка 450 тыс. товарных знаков — в десять раз меньше, чем доменов в зоне .ru, напоминает Королюк. Конкуренция среди патентных поверенных высока, рассказывает он.
— Диверсификация хороша, если не наносит ущерб основному бизнесу, — говорит директор Координационного центра национального домена сети интернет (КЦ) Андрей Колесников. — Сейчас рынок остановился. В условиях кризиса одни начинают сокращать издержки, другие — развивать новый бизнес. Кто рискует, тот развивает, кто консервативен, тот сокращает.
Сегодня в России работает 27 регистраторов, аккредитованных в КЦ. По данным сервиса статистики Statdom, в зоне .ru — 4,9 млн доменов. Из них 45% зарегистрировала Ru-Center Group, 30% — компания Reg.ru. В зоне .рф зарегистрировано 840 тыс. доменов, из них 49% — Ru-Center Group и 29% — Reg.ru.