“Ъ” стали известны детали возможных изменений в акционерной структуре «Яндекса», которые компания анонсировала 22 октября на волне слухов о получении доли в ней Сбербанком. Как рассказал “Ъ” источник, близкий к руководству «Яндекса», обсуждаемая структура предполагает, что 60% голосов в компании будет контролировать фонд под управлением ее основателя Аркадия Воложа и 10–12 топ-менеджеров с российским гражданством. Для этого будут выпущены новые акции класса Б-1, 80% которых получит господин Волож, а в случае его отхода от дел – сам фонд. У него не будет права их отчуждать. В «Яндексе» не ответили на запрос “Ъ”.
Сейчас акционерный капитал головной структуры «Яндекса» нидерландской Yandex N.V. разделен на акции классов А и Б. По состоянию на 15 февраля Аркадию Воложу принадлежало 397 тыс. акций класса Б и 33,5 млн акций класса А, составляющих 49,23% голосов и 10,35% в капитале. Крупным пакетом «Яндекса» также владеет Владимир Иванов (6,23% голосов и 3,83% в капитале). Совместно сооснователи и первые сотрудники «Яндекса», включая Аркадия Воложа, владеют 57% голосов.
Согласно обсуждаемой схеме, акции класса Б-1 будут иметь лишь права голоса и не предоставят своим владельцам никаких экономических прав. 100% экономического интереса в «Яндексе» получат владельцы акций класса А (им также будет принадлежать 40% голосов). Все акции класса Б конвертируют в акции класса А, что позволит Аркадию Воложу сохранить 10% экономического интереса в компании, уточнил собеседник “Ъ”. По его словам, для проведения реорганизации потребуется одобрение владельцев более 75% существующих акций класса А и собственника «золотой акции» — Сбербанка.
активов и решение совета директоров также потребует одобрения держателя «золотой акции».
В пресс-службе Сбербанка отказались сообщить, известно ли банку о схеме реструктуризации капитала «Яндекса». Первый зампред правления Сбербанка Лев Хасис сообщил “Ъ”, что «ничего об этом не слышал». Президент и председатель правления Сбербанка Герман Греф не ответил на звонок “Ъ”.
The Bell сообщало, что Сбербанк ведет переговоры о покупке до 30% акций «Яндекса», но в банке это отрицали, называя информацию издания «спекуляцией». В самом «Яндексе» в ответ на волну слухов 22 октября заявили, что «постоянно получают различные предложения от третьих сторон», а господин Волож подчеркнул, что планирует дальше возглавлять компанию и не намерен продавать свою долю в ней. По данным источников The Financial Times, формальных переговоров по поводу покупки доли в «Яндексе» Сбербанком не было, вопрос обсуждался на уровне «разговора за чашкой чая».
По мнению одного из чиновников, предложенная «Яндексом» реструктуризация будет «соответствовать позиции правительства», которое минувшим летом стало «внимательно наблюдать» за компанией. Такая схема может снять часть рисков, полагает собеседник “Ъ” в одном из американских инвестфондов, владеющих пакетом в «Яндексе». По текущей структуре, если господин Волож перестает распоряжаться акциями по любым причинам, контроль над «Яндексом» получают миноритарии, в том числе иностранные компании, поясняет источник “Ъ”.
Подобные ситуации не редки на интернет-рынке, это происходило, например, с компаний Zynga. Если «Яндекс» закрепит голосующий контроль за менеджментом, его будущее будет более прогнозируемо, полагает собеседник “Ъ”. О передаче контроля менеджменту 22 октября объявила и другая крупнейшая российская интернет-компания — Mail.ru Group. В управление ее руководству передал свою долю основной акционер «МегаФон».
Риск отказа Аркадия Воложа от голосующих прав в «Яндексе» не воспринимался рынком как реальный до появления новостей об интересе к компании со стороны Сбербанка, отмечает аналитик «Уралсиба» Константин Белов. «Сейчас "Яндекс" управляется как технологические компании, и это всех устраивает»,— поясняет аналитик.
Пока до конца не понятно, как новая схема владения «Яндекса» повлияет на миноритарев, но самое важное — что Аркадий Волож и его партнеры сохраняют контроль, считает аналитик Sova Capital Александр Венгранович. При этом, уверен эксперт, даже в случае принятия новой схемы Сбербанку будет интересно расширить партнерство с «Яндексом», это вписалось бы в концепцию банка, тогда как оперативное управление для него «не самоцель».
Фото: Дмитрий Азаров / Коммерсантъ