В этом году тема номинации «Спецприз» - «Как там Вася?» Каждый город, в котором мы живем, скрывает немало тайн, легенд и притч, удивительных человеческих историй и по-настоящему примечательных мест. Участникам конкурса было предложено найти подобные истории, людей и места, попробовать рассказать о них и показать свой город, его историю, его людей с совершенно неожиданной стороны.
В конкурсе участвуют восемь работ:
1. Казанский Федеральный университет - Казань
«Храм Всех Религий»
2. Эхо Москвы в Саратове – Саратов
«Дом со львом, или По саратовским местам Бендера»
3. Саратовский государственный университет – Саратов
«Белочка»
4. Анна Брылева – Орел
«Подземный город»
5. Анна Брылева – Орел
«История в домах»
6. Ксения Шалобаева - Каменск-Уральский
«Здесь были...»
7. Серебряный Дождь – Саратов
«Гелон»
8. ФЖ ТГУ - Томск
«Рудимент»
Обсуждение будут вести эксперты, оценивавшие работы в этой номинации, во главе с Дарьей Ярыгиной. Публикуем ее взгляд на то, что такое web documentary.

«В последнее время в сети появляется много проектов, которые не укладываются ни в какие ранее существующие рамки. Отдельной теме посвящают не полосу или час эфира, а целый сайт, на котором можно виртуально “пройтись” по истории, постепенно приоткрывая одну за другой “двери” повествования. И это называют — мультимедийным контентом».
Так Дарья Ярыгина, автор проекта Первого канала «Всем миром. Год спустя», начала свой пост, который она написала по просьбе Best app. Пост о вебдоках.
Мы договорились, что понимаем — все мультимедийные и интерактивные форматы не устойчивы, и пытаться их описать — дело изначально провальное. Но решили, что честно попытаемся разобраться в этой неустойчивости и выявить обязательные составляющие хорошего визуального проекта, особенно, если это web documentary.
Дарья Ярыгина:
Сейчас уже сложно сказать точно, когда это началось. Наверное, можно начать отсчитывать историю мультимедиа с наскальной живописи. Но мы обратимся к более близким датам. Очевидно, что в последние пять лет такие проекты стали очень популярны в Европе. А теперь и в России.
ТАК ЧТО ЖЕ ТАКОЕ WEB DOCUMENTARY?
Это нелинейный мультимедийный проект, внутри которого есть разные типы контента: фото, видео, аудио, текст, инфографика, анимация, карты. Нужное подчеркнуть. Именно потому, что нет четких границ чего, сколько и как должно быть в вебдоке, получаются такие разные проекты. И их очень сложно назвать каким-то одним емким словом. Особенно русскоязычным.
Еще несколько лет назад казалось: web documentary — это что-то недостижимое. С мультимедийными форматами экспериментировали, как правило, крупные зарубежные СМИ. Казалось, ну да, они-то могут себе это позволить. Но сфера медиа в последние годы так стремительно трансформируется, что сегодня сделать вебдок могут даже в небольшом городском СМИ за тысячи километров от столицы. Этому способствует много факторов: и появление доступных платформ для верстки, и привлекательные западные примеры, и запрос в журналистской среде на новые формы диалога с аудиторией.
ЧТО МОЖНО СДЕЛАТЬ?
Web documentary дает очень много возможностей, когда привычные форматы. перемешавшись, становятся новыми. И по-новому воспринимаются аудиторией. К примеру, теперь создавая видео для веба, не нужно озвучивать за кадром цифры, как это приходится делать в телевизионном сюжете. Не обязательно под пейзажной фотографией, описывать, как в газетном репортаже, тишину через еле слышный шелест травы — вместо этого вы просто добавляете к фотоленте аудиоряд.
Из безусловных плюсов для пользователя (теперь это и читатель, и зритель и слушатель — все в одном) в web documentary — это возможность самостоятельно передвигаться по истории. Он может выбирать что именно хочет узнать и в какой последовательности. И этот момент при создании web documentary надо учитывать: у людей может быть разная степень заинтересованности в теме. Кто-то захочет увидеть только фотографии, а кто-то — посмотреть интервью, изучить статистику и заглянуть в карту.
НЕ СЛИШКОМ ЛИ СЛОЖНО?
История и ничего более, именно она — ключевое звено в проекте. Как в любом журналистском материале и документальном фильме.
В вебдоке важно не забыть о содержании, играясь с формой. Таких примеров немало. Все эти кнопки, дополнительные слои информации и заложенный автором маршрут по проекту, — при малейшей ошибке в режиссуре начинают работать против создателей. Ведь дело происходит в интернете, и если пользователю не интересно, он уходит.
Как-то раз меня спросили: а что, если я хочу смотреть вебдок лежа на диване и не кликая? Тогда можно в проект, например, добавить линейную режиссерскую версию, объединяющую все части истории. Так мы ответим на запрос подобных пользователей.
Всем, кто думает над созданием собственного web documentary нужно помнить про про вероятность разных моделей потребления информации внутри одной целевой аудитории. Именно в таких случаях возникают кроссмедиа проекты, в которых на одну тему создаются вебдоки, книги, фотовыставки и телевизионные фильмы. Список может продолжаться, все зависит от фантазии создателей.
И ВСЕ-ТАКИ, WEB DOCUMENTARY — ЭТО…
C терминологией, как вы поняли, полная путаница. Потому что то, что называют web documentary очень часто к документалистике отношения не имеет. Нелинейная структура, большие возможности взаимодействия с проектом у пользователя, единое оформление и аудиовизуальное решение — все это может быть не в документальном проекте, а, допустим, в репортажном или вообще рекламном.
И нельзя не сказать про лонгриды — это тоже визуальные истории, которые вроде как немного стоят в стороне за счёт простой вертикальной структуры. Именно на основании этой условной линейности сформирован отдельный жанр. Но ведь именно лонгриды в последнее время все чаще documentary и безусловно web. На мой взгляд, все это — интерактивные мультимедийные проекты.
Ведь в конце концов дело не в том, как проект называть. А в том, что у журналиста, фотографа, режиссера, да у любого желающего, появились безграничные возможности, чтобы рассказать историю визуально богатым языком.
Это как старая школьная задача про то, как сделать из трех карандашей, лежащих на столе, три треугольника. И если использовать неочевидный ресурс — сам стол, и посмотреть на задачу вертикально — все получится. Так и в web documentary: дополнительные возможности плюс нестандартный подход.
Вот лишь несколько работ, которыми сложно не вдохновиться:
The Defector
Out my window
Грозный: 9 городов
Alma
Fortmcmoney
Bubbledancers
Last Hijack
И еще несколько полезных ссылок, в которых есть каталоги примеров вебдоков:
http://leblogdocumentaire.fr
http://www.lemonde.fr/webdocumentaires
http://www.arte.tv/sites/fr/webdocs
http://i-docs.org
http://www.klynt.net/projects
https://racontr.com/projects
www.facebook.com/webdoc.russian
Материал опубликован на сайте Bestapp.menu
________________
Не пропустите! Открытое обсуждение номинации «Спецприз».
Фестиваль «Вместе – радио» 2.3. Финал.
Москва. 26 апреля 2015 года.
Победители конкурса в номинации «Спецприз» Фестиваля «Вместе - радио» 2.3 будут объявлены 26 апреля 2015 года в кинотеатре «Иллюзион» на церемонии награждения победителей Фестиваля сезона 2014-2015 гг.
Следите за программой финальных мероприятий Фестиваля на сайте 2015.radiofestival.ru