В чем суть предложения
На круглом столе по теме «Право на контент: почему уход иностранных компаний с рынка делает хуже всем» Артем Кирьянов заявил, что необходимо добиваться, чтобы тот или иной контент (фильмы, музыка и т.д.) дошел до россиян.
— Если нам отказывают правообладатели того или иного контента, мы не должны бояться брать на себя ответственность за то, что мы действительно этот контент так или иначе будем иметь у себя, — заявил он. — И это не должно быть стихийное действие, когда кто во что горазд — кто что смог украсть, скачать и потом показывать. Это должен быть уполномоченный орган, который централизованно будет собирать контент без всяких авторских выплат и почтения к интеллектуальной собственности тех стран, которые максимально вредят России. И уже потом собранный контент продавать нашим коллегам, которые будут им пользоваться.
По его словам, в таком случае российские пользователи смогут платить не пиратам, не правообладателям, а государству — и будут иметь доступ к тому, чего их «пытаются насильно лишить». При этом, говорит Кирьянов, бизнес будет работать в легальном пространстве, а «смысл пиратства теряется». Механизм интеллектуальной собственности создавался не для того, сказал он, чтобы лишать людей контента «в зависимости от страны, расы, рода занятий».
Кирьянов добавил, что Россия находится в ситуации «игры без правил» и нельзя «дать россиянам почувствовать себя в дискриминационном положении». Он отметил, что это позволит не просесть отраслям экономики, связанным с аудиовизуальным контентом. Предложение, заявил депутат, следует обсудить на различных площадках.
Кирьянов оказался недоступен для комментариев «Известиям», в Минэкономразвития и Минцифры сообщили, что к ним не поступала такая инициатива, в связи с чем они не могут ее комментировать, в Минкультуры на момент публикации материала на запрос не ответили.
Ответ на злоупотребление
Доцент кафедры маркетинга РЭУ им. Г.В. Плеханова Анна Цветкова считает такую инициативу интересной, имеющей свои плюсы и минусы, но требующей тщательной доработки.
— Вопрос санкций и поведения соответствующих зарубежных игроков рынка привел к тому, что в цифровом пространстве увеличилось резко количество пиратского контента, — сказала она «Известиям». — А ресурсы, где выкладывается этот контент, осуществляют его блокировку. Та же социальная сеть «ВКонтакте», где размещается в отдельных сообществах пиратские видео и музыкальный контент, его отслеживает и блокирует.
В связи с этим, говорит она, инициатива создания единой госструктуры позволит решить вопрос дискриминации россиян, но вот с проблемой пиратского контента не справится.
— На мой взгляд, опасность в том, что часть пользователей откажется официально покупать доступ к материалам, выложенным на ресурсе вновь созданной госструктуры, из-за проблемы отсутствия анонимности, — говорит Цветкова. — Не все потребители пиратского контента готовы раскрывать свои личные персональные данные. Соответственно, спрос на покупку материалов будет гораздо ниже, чем изначально можно предположить.
Одним из путей решения она называет «систематизацию существующих ресурсов с пиратским контентом» и их контроль в единой государственной системе — реестре.
— Наверное, имеет смысл подведение их деятельности под какую-то легальную базу с соответствующей системой финансовых расчетов за использование выложенного ими материала и отчислениями в пользу государства за право осуществлять подобную деятельность, — говорит Цветкова.
В большинстве своем эксперты встретили инициативу с недоверием. Член наблюдательного совета при правлении Ассоциации директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России Екатерина Коляда называет предложение очень спорным, опирающимся на «ситуационную игру без правил в основном с правообладателями зарубежного контента», а также на «зарабатывание денег государством за эту работу». Причем, обращает внимание Коляда, вопрос поднимается в связи с давним вопросом по борьбе с пиратством.
— В отношении последнего вижу скорее некое бизнес-предложение от государства в отношении правообладателей нелегального в настоящий момент контента в том, что государство отладит работу по борьбе с пиратством и сможет озвучить предложение, что отчисления будут вестись сразу, как только контент будет легализован, а все претензии могут быть адресованы данной структуре, а не потребителям, которые будут пользоваться из рук госструктуры данным контентом, — сказала она «Известиям».
Коляда полагает, что если такая госструктура существенно продвинется в работе с пиратством, то и правообладатели контента могут принять этот шаг.
Читать далее на Iz.ru