В ответах на вопросы Sostav он пояснил, что не считает необходимым полностью менять закон «О рекламе», так как он «рамочный и концептуальный» — основные положения не потеряли актуальность. Однако рекламный рынок изменился, считает депутат. Кроме газет, телевидения и билбордов появилось много дополнительных каналов продвижения: интернет-реклама, реклама в компьютерных играх, реклама в мобильных телефонах. Она стала более персонифицированной, и вместе с этим острее встал вопрос безопасности персональных данных.
Гусев отметил, что в момент принятия закона более 70% рекламных бюджетов были на телевидении. В противовес этому сейчас больше половины рекламного бюджета — в интернете. Депутат привёл статистику. По его данным, на 2021 год общий рынок рекламы составлял 468 млрд. рублей. На интернет-рекламу приходилось 203 млрд руб. или 43% рекламного бюджета, на телевидение — 187 млрд руб. или 40% рекламного бюджета, на рекламу прочих форматов — 43 млрд руб. (10% рекламного бюджета), на рекламу в прессе и радио приходилось по 3,5% от всех затрат на рекламу.
Раньше реклама была адресована широкой аудитории, и зачастую люди получали рекламу товаров и услуг, которые им не нужны. С распространением интернета реклама стала более персонифицированной, подчеркнул Гусев.
Дмитрий Гусев, первый заместитель руководителя фракции «Справедливая Россия — за правду»:
Благодаря этому у «маленьких семейных» предприятий сферы услуг за скромный бюджет появилась возможность донести людям, которые живут в данном районе или даже ходят около их «магазина», какие они хорошие. И тем самым составить локальную конкуренцию «сетевым монстрам». Но есть и минусы, которые в том числе связаны с нашей с вами безопасностью.
Современные технологии позволяют настраивать рекламу на более узкую целевую аудиторию. Например, с помощью таргетинга можно установить дополнительные критерии настройки — геолокация, предпочтения, пол, возраст, рост, цвет и так далее. Есть Wi-Fi сборщик ID телефонов, который собирает данные о том, в каких магазинах бывает владелец устройства. Затем на девайсе показывают рекламу этих магазинов, рассуждает Гусев.
Депутатам предстоит определить, насколько законна такая слежка за людьми, а также придать правовой статус так называемым «холодным предложениям», адресованным «лично» человеку, звонкам по мобильным телефонам с якобы «персональными предложениями» и «информированием».
Для разработки поправок в закон «О рекламе» будет создана межфракционная рабочая группа, в которую войдут депутаты Госдумы, отраслевые эксперты, представители общественных объединений и уполномоченный по правам предпринимателей.
Партия «Справедливая Россия» предложила модернизировать закон «О рекламе» в конце июля, чтобы включить туда современные рыночные инструменты, например, таргетинг. Отношения, которые сложились на рынке рекламы, несовременны, считают в партии. По данным Гусева, фракция «Справедливая Россия» и комитет Госдумы по экономической политике получили уже около 100 предложений с поправками в закон.