В распоряжении "Ъ" оказался финальный вариант поправок к законодательству, касающихся "организаторов аудиовизуальных сервисов" в интернете (о такой идее "Ъ" впервые сообщал еще 11 августа). В них владельцам онлайн-видеосервисов с посещаемостью свыше 100 тыс. в сутки предлагается по аналогии со СМИ сократить долю иностранного участия в капитале до 20% к 1 марта 2017 года. Документ готовил Медиакоммуникационный союз (МКС), куда входит несколько ведущих российских медиахолдингов ("Газпром-медиа", "СТС Медиа", "Национальная медиагруппа" (НМГ) и др.) и крупнейших операторов связи. На прошлой неделе МКС закончил разработку законопроекта и в ноябре готов обсуждать его с участниками рынка, заявил "Ъ" президент союза Павел Степанов.
ОТТ-сервисы (over the top — доставка видеоконтента по сетям любого интернет-провайдера) — "часть медиарынка, сопоставимая со СМИ; в то же время СМИ уже регулируются детально, а для ОТТ правил игры нет", говорит господин Степанов. Законопроект, по его словам, "выводит деятельность, фактически осуществляемую на территории РФ и для российских пользователей, в российскую юрисдикцию". Исходя из оценки посещаемости видеосервисов, предоставленной "Ъ" одним из участников рабочей группы МКС, долю иностранного участия придется снизить таким онлайн-кинотеатрам, как Ivi, Amediateka, Megogo, Netflix; не подпадают под ограничение Tvzavr и Okko.
В то же время 20-процентное ограничение не распространяется на сервисы с "преимущественно" пользовательским видео и разработчиков предустановленных приложений на мобильных устройствах. Таким образом, подчеркивает господин Степанов, закон не распространяется на соцсети, включая "ВКонтакте". Кроме того, ограничения на участие иностранного капитала не касаются видеохостинга YouTube, агрегатора контента iTunes и магазина приложений Google Play, добавляет он. Наконец, в трактовке МКС законопроект не касается поисковиков.
На YouTube размещается как профессиональный, так и пользовательский контент и разделить его нельзя, констатирует куратор рабочей группы "Связь и IT" экспертного совета при правительстве РФ Ирина Левова: "Google под этот законопроект должен будет разделить YouTube на две части: с пользовательским контентом и "YouTube made in Russia", на котором размещается профессиональный контент". В то же время закрытие YouTube чревато скандалами и потерей доходов для телеканалов, и выведение его из-под закона — это "избирательное правоприменение", где есть "риск коррупционной составляющей", указывает госпожа Левова: "Если завтра Megogo начнет размещать пользовательский контент, то все это будет относиться и к нему".
Представители Google, "ВКонтакте", ivi и Megogo не стали комментировать инициативу МКС. Гендиректор Amediateka Денис Горшков говорит, что сервис готов к снижению доли иностранного капитала.
"Законопроект выгоден компаниям--членам МКС, так как они в этом году запустили или запускают свои аудиовизуальные сервисы. Это очень похоже на то, что они "расчищают" рынок под себя",— убеждена гендиректор онлайн-кинотеатра Tvzavr Марина Сурыгина. МКС ударит по "крупным независимым игрокам" с большой долей иностранного капитала, им придется переструктурировать компании; в то же инвестиционная привлекательность онлайн-кинотеатров понизится, прогнозирует она. Среди участников МКС раскрученный видеосервис есть у "Газпром-медиа" — Rutube, который входит в пятерку лидеров по выручке, по версии ТМТ Consulting. Медиакомпании изучали возможность создания общей онлайн-витрины в рунете, консультации с игроками рынка онлайн-видео, по их же словам, вела НМГ (см. "Ъ" от 21 июля).
Большинство онлайн-проектов "были сделаны с целью конечной перепродажи", происходящее "сильно сужает список потенциальных покупателей", поэтому происходящее им не нравится, считает собеседник "Ъ" в одной из компаний--членов МКС. "Непонятно, почему телеканалы как СМИ должны быть на 80% российскими и платить налоги, а условный Netflix — нет",— говорит он. "Netflix здесь ни при чем. Россияне хотят качественный онлайн-контент, и телекомпаниям нужно учиться с этим работать, а не принимать законопроекты, ограничивающие своих конкурентов",— возражает Ирина Левова.
Аудитория видеоресурсов рунета сопоставима с аудиторией телеканалов, говорится в исследовании агентства Initiative: в первом полугодии видео онлайн смотрели 69,3 млн человек, или 47% населения России (данные comScore среди россиян старше 15 лет). По количеству просмотренных минут в этом же исследовании за июнь в рунете лидирует YouTube (20,2 млн), затем следуют "Одноклассники" (8,08 млн минут), "ВКонтакте" (4,38 млн минут, обе входят в Mail.ru Group) и Rutube (1,56 млн минут). ТМТ Consulting называет крупнейшими по выручке онлайн-кинотеатрами ivi, Okko и Megogo, а сам рынок в 2015 году оценивает в 3,4 млрд руб. "Большие должны действовать по правилам для больших",— объясняет позицию медиахолдингов из МКС сотрудник одного из них.
Анна Афанасьева