В связи с этим специалисты рекомендуют отказаться от использования таких платформ или сократить количество персональных данных, которые они обрабатывают, сообщается в исследовании Научно-технического центра подведомственного Роскомнадзору ФГУП "Главный радиочастотный центр" (ГРЧЦ), поступившем в ТАСС.
"В процессе исследования были сформулированы следующие основные угрозы использования иностранных мессенджеров в условиях санкций: потеря доступа к сервису и к хранящимся на его серверах данных, утечки персональных данных граждан России и их неправомерного использования, а также распространение противоправного, вводящего в заблуждение и оскорбляющего контента", - говорится в материалах исследования.
Все перечисленные угрозы связаны с тем, что в условиях санкций владельцы мессенджеров и иных приложений могут в одностороннем порядке отказаться от обязательств, предусмотренных пользовательским соглашением. Кроме того, они могут предвзято трактовать правовые нормы против российских пользователей. Это может выражаться, например, в том, что решения по спорным ситуациям будут приниматься в ущерб интересам россиян. При этом может искусственно создаваться видимость их легитимности, считают в ГРЧЦ.
В связи с этим специалисты Научно-технического центра рекомендуют отказаться от использования мессенджеров, которыми владеют юридические лица, находящиеся в юрисдикции недружественных России государств. "Такой подход нивелирует угрозу потери доступа к сервису и к хранящимся на его серверах данных и угрозу утечек персональных данных и их неправомерного использования", - указывается в документе
В качестве аналогов иностранных мессенджеров эксперты советуют использовать отечественные онлайн-платформы со схожим функционалом - в первую очередь российские социальные сети. Однако, если полностью отказаться от использования зарубежных мессенджеров и соцсетей не получается, можно сократить количество персональных данных, которые они обрабатывают - например информацию о профиле пользователя, в том числе фотографии на аватарах. Также стоит сократить пересылку файлов, фото, видео и самих текстовых сообщений через такие платформы.
"Сведение к минимуму может выражаться в удалении такой информации из публичного доступа, "анонимизации" информации о себе (замене настоящих ФИО и других данных, указанных в профиле, вымышленными данными) и в периодической фильтрации переписок, то есть в их частичном или полном удалении. Такой подход позволит если не исключить, то во всяком случае нивелировать угрозы, выявленные в процессе настоящего исследования", - сообщается в документе.
Эксперты центра также отмечают, что российское законодательство устанавливает обязанность владельца социальной сети не допускать ее использование для совершения преступлений, разглашения государственной или иной специально охраняемой законом тайны, распространения материалов с призывами к террористической деятельности или публично оправдывающих терроризм и других экстремистских материалов. Соцсети также не должны допускать распространение информации, порочащей людей по признакам пола, возраста, расовой или национальной принадлежности, языка, отношения к религии, профессии, места жительства и работы, а также в связи с их политическими убеждениями. Однако ответственность владельца социальной сети за несвоевременную реакцию или ее отсутствие на жалобы пользователей, чьи права были нарушены, не предусмотрена.
"Предлагаем дополнить кодекс Российской Федерации об административных нарушениях положениями о привлечении владельцев социальных сетей к ответственности за ненадлежащее (несвоевременное) реагирование на жалобы пользователей. Данные изменения приведут к усилению роли пользовательских жалоб в деятельности онлайн-платформ на территории государства и инициируют привлечение граждан к участию в блокировке противоправного контента", - заключили в Научно-техническом центре.