Минкульт начал готовить законопроекты, ужесточающие антипиратское законодательство, следует из уведомления, опубликованного на regulation.gov.ru. Сами тексты проектов еще не опубликованы, указано лишь, что первый из двух — поправки к Кодексу об административных правонарушениях, включающие новые штрафы за неисполнение требований Роскомнадзора по удалению пиратского контента по заявлению правообладателя, а второй проект предполагает сокращение сроков удаления контента.
Антипиратское законодательство в некоторых моментах требует совершенствования, отметил представитель Минкульта, в частности, речь идет о длительности судебной процедуры блокировки контента, анонимности владельцев сайтов и неудалении ими контента в рамках внесудебного механизма. Планируемый срок вступления в силу изменений — 20 декабря. При этом легальные онлайн-площадки уже сейчас ощутили резкий рост аудитории в связи с тем, что с марта из-за пандемии коронавируса многие люди остаются дома. После закрытия кинотеатров крупные киностудии переносят премьеры в интернет — например, Universal выпустила в онлайн-кинотеатрах мультфильм «Тролли: Мировой тур».
Сейчас закон дает хостинг-провайдерам три рабочих дня на блокировку пиратского контента по требованию Роскомнадзора после решения суда. Штраф за неисполнение — до 700 тыс. руб., а при повторном нарушении — до 3 млн руб.
В 2017 году, например, Минкульт предлагал разрешить досудебную блокировку пиратских ресурсов с российскими фильмами. В марте 2018 года министерство подготовило законопроект о досудебной блокировке сайтов уже без деления на российский и иностранный контент, а год спустя снова внесло доработанную версию той же инициативы, предложив закрепить за правообладателями возможность требовать удаления пиратского контента без суда не только у владельца сайта, но и у провайдера хостинга. Все эти идеи не были реализованы — блокировка пиратских ресурсов по закону возможна только по решению суда.
Но участники рынка разработали собственный механизм досудебной блокировки: с ноября 2018 года поисковики удаляют из выдачи ссылки на пиратский контент по просьбе правообладателей в рамках так называемого антипиратского меморандума. Его подписали крупнейшие телехолдинги, продюсеры и интернет-компании. Предполагалось, что меморандум станет основой законопроекта, который пока не создан; действие документа продлено до января 2021 года.
Увеличение штрафов должно быть ощутимым, считает руководитель юридической службы компании «Аэроплан» (бренд «Фиксики») Эдуард Кисиев, отмечая, что «только кардинальные меры помогут вывести защиту интеллектуальных прав на новый уровень». «Мы, как и другие правообладатели, работаем со специализированными компаниями, которые занимаются блокировкой нелегальных сайтов. Для коммерческой анимации это вдвойне актуально, так как в ходе мониторинга выявляются онлайн-площадки, торгующие контрафактной продукцией»,— указывает гендиректор «Ноль плюс медиа» (управляет лицензиями на бренды «Сказочный патруль» и др.) Александр Саблуков. Аниматорам нужно упрощение процедур блокировки и подтверждение прав со стороны правообладателей, считает он.
Некоторые участники рынка скептичны. «Как пирату, который скрывает свое юридическое лицо и личность, можно выписать штраф?» — отмечает один из них. Кроме того, указывает он, вопреки законодательству на пиратских сайтах размещается реклама онлайн-казино, которые также сложно привлечь к ответственности.
Валерия Лебедева