В то же время рекламодатели и медиахолдинги рассчитывают, что появление измерителя поможет повысить прозрачность рынка. Для разрешения противоречий авторы документа планируют совещание с отраслью.
“Ъ” ознакомился с заключением МКС и ассоциации «Интернет-видео» на законопроект о проведении обязательных измерений аудитории в интернете, которые были направлены главе комитета Госдумы по информполитике Александру Хинштейну 26 и 31 мая соответственно. Объединения предлагают доработать законопроект. Источник “Ъ”, близкий к процессу подготовки документа, сообщил, что в ближайшее время в Госдуме состоится согласительное совещание, чтобы учесть пожелания рынка.
МКС представляет интересы операторов связи, медиахолдингов и видеоплатформ, в него входят «Ростелеком», МТС, «Триколор», «Газпром-медиа», «Национальная медиа группа» (НМГ), ivi и др. В «Интернет-видео» входят крупнейшие в России видеосервисы ivi, Okko, Megogo и др.
Спорный законопроект единоросса Антона Горелкина внесен в Госдуму 19 мая, а уже 1 июня принят в первом чтении. Он подразумевает, что аудиторию интернет-СМИ, аудиовизуальных сервисов, новостных агрегаторов и телеканалов в интернете будет подсчитывать единый измеритель, с которым те обязаны делиться данными. Измерителя выберет до 1 августа Роскомнадзор по аналогии с телевидением, где зрителей считает Mediascope (принадлежит ВЦИОМу). Предполагается, что тот же Mediascope будет измерять и онлайн-аудиторию, говорят источники “Ъ”.
Объединение измерений телевизионной и интернет-аудитории важно для отрасли и членов МКС, но идея требует проработки, заявили “Ъ” в последнем.
Если онлайн-площадкам придется бесплатно передавать «чувствительные данные» об аудитории измерителю, а тот станет продавать основанную на них аналитику, участников рынка ждут убытки, отмечается в письме союза.
Количество просмотров контента в онлайн-видеосервисах — коммерческая тайна и не может быть предметом исследования измерителя, говорится в отзыве «Интернет-видео».
Самый значимый риск проекта, по мнению онлайн-кинотеатра ivi — отсутствие положений о субъектах, которые получат доступ к информации о просмотрах контента. Нет и четкого запрета на коммерциализацию полученных данных, что недопустимо, добавили в компании. «Требования предоставления данных должны быть обоснованными и, главное, исполнимыми для бизнеса, чтобы не загонять его в тупик»,— отметил гендиректор Megogo в России Виктор Чеканов.
Если выбранная для измерений система будет государственной, ей нужно запретить использовать информацию в коммерческих целях, считают в МКС. Если же она будет негосударственной, то условия передачи данных нужно закрепить в коммерческих соглашениях, подчеркивается в отзыве. Наконец, союз предлагает альтернативу созданию единого измерителя: собирать аудиторию телеканалов в интернете через «некоммерческие организации, объединяющие участников рынка».
Между тем ассоциация рекламодателей «Русбренд» (объединяет Nestle, Unilever, PepsiCo и др.), напротив, поддерживает принятие закона в нынешнем виде, заявил ее исполнительный директор Алексей Поповичев. Появление измерителя поможет повысить прозрачность рынка интернет-рекламы, и рекламодатели будут лучше понимать, какие инвестиции эффективны, считает он.
Как говорили ранее источники “Ъ”, законопроект продвигали крупные медиахолдинги, желающие получить данные о просмотрах и досмотрах контента на крупных видеосервисах, чтобы монетизировать эту аудиторию. Как ранее оценивал гендиректор «Медиа-1» Ян Кухальский, 3–5% совокупного телепросмотра сосредоточено на OTT-платформах, но эти данные «никто не видит и не считает», что создает дискриминацию для традиционного ТВ.
Валерия Лебедева, Анна Афанасьева, Анастасия Гаврилюк
Kommersant.ru