Документ представляет собой проект поправок в законы об информации и о связи, регулирующий работу двух видов ОТТ-сервисов – мессенджеров и онлайн-кинотеатров. Подготовили документ входящие в МКС медиахолдинги и операторы связи (см. врез). Законопроект обязывает разработчиков мессенджеров работать в России только по договору с операторами связи, идентифицировать пользователей и ограничивать передачу запрещенной информации. Если они не сделают этого, то будут заблокированы операторами на территории России. Владельцев онлайн-кинотеатров законопроект фактически приравнивает к СМИ: иностранное владение такими сервисами ограничивается 20%. Также видеосервисы должны будут регистрироваться в реестре Роскомнадзора и заранее проверять загружаемый контент на предмет соблюдения российского законодательства.
До Госдумы законопроект МКС еще не дошел. Руководитель думского комитета по информполитике Леонид Левин знает, что МКС готовит регулирование ОТТ-сервисов, но с самим текстом законопроекта еще не ознакомился.
Законопроект МКС, разработка которого началась еще в прошлом году, был раскритикован участниками рынка. Против регулирования высказались как владельцы онлайн-кинотеатров, так и интернет-компаний, управляющих мессенджерами и видеосервисами. Проект МКС раскритиковал экспертный совет при правительстве. Из опубликованного сегодня текста законопроекта следует, что мнение критиков авторами не учтено. Основные пункты документа остались теми же, что и месяц назад, когда текст проекта получили представители отрасли.
Кроме того, законопроект ограничивает иностранное владение видеосервисов поисковых систем – «Яндекс.Видео» и «Афиша.Mail.ru». Проект регулирует видеосервисы, которые не просто дают ссылку на сторонний сайт, но транслируют видео прямо в поисковой выдаче. Из этого следует, что продать 80% компании российскому юрлицу придется «Яндексу» и Mail.ru Group, большая часть акций которых торгуется на зарубежных фондовых биржах.
«Яндекс» и Mail.ru Group пожаловались на законопроект МКС министру связи Николаю Никифорову и руководителю Роскомнадзора Александру Жарову, рассказали представители этих компаний.
В октябре представители МКС обсуждали законопроект с представителями интернет-компаний, но ни о чем не договорились. Источник, близкий к МКС, говорит, что интернет-компании так и не прислали авторам проекта свои поправки.
«Яндекс» и Mail.ru не раз высказывались на тему этой вредной инициативы, публиковали свои замечания и прямо говорили о них на встрече с МКС в Роскомнадзоре, говорит представитель «Яндекса» Ася Мелкумова. «Мы неоднократно говорили о том, что проект, предложенный МКС, в текущем виде подорвет конкурентные позиции российских интернет-компаний на рынке и приведет к перетоку пользователей на зарубежные сервисы», - продолжает представитель Mail.ru Group. «Проект содержит в себе массу несоответствий и недоработок, о чем мы уже сообщали представителям МКС. Мы планируем детально проработать документ и предоставить комментарии и замечания в ближайшее время», - добавляет он.
Ранее президент МКС в интервью РБК говорил, что этот законопроект нужен, в частности, чтобы определить, что является ОТТ-сервисом и какой сервис является крупным, напоминает директор ассоциации «Интернет-видео» Алексей Бырдин.
«Хочу адресовать МКС на сайт Минкомсвязи, где с 2015 г. официально размещён документ, довольно подробно разъясняющий OTT в терминах и определениях. А с задачей определения размеров того или иного сервиса с успехом справляется государственный медиаизмеритель Медиаскоп, ранее известный как TNS», - резюмирует Бырдин.
«Мы готовы к конструктивному диалогу с другими участниками рынка, т.к. конечная задача предлагаемого регулирования – создание правовой среды, способствующей развитию отрасли, удобству и безопасности пользователей», - говорит представитель МКС.