Минкомсвязь попросила крупные интернет-сервисы отключить автоматическое воспроизведение видео и аудио и ограничить качество видео на уровне 720 пикселей для мобильных приложений и 1080 (HD) пикселей для браузеров на время самоизоляции граждан. Просьба сделать это до 15 апреля содержится в письме министра связи Максута Шадаева (есть у “Ъ”). Его получили сервисы из реестра организаторов распространения информации Роскомнадзора, такие как «ВКонтакте», «Яндекс.Дзен», «Одноклассники», Rutube и др. (они отказались от комментариев). Facebook, Twitter и онлайн-кинотеатры в реестр не входят.
Власти Евросоюза потребовали от Netflix, YouTube и других сервисов ограничить разрешение видео еще 19 марта.
На фоне роста аудитории онлайн-кинотеатров ни один из них не попал в список социально значимых сайтов, доступ к которым не тарифицируется у всех операторов. Об этом “Ъ” рассказал собеседник на рынке онлайн-видео. В этом списке 370 ресурсов: сайты госорганов, соцсети, мессенджеры, интернет-магазины, сервисы доставки, онлайн-медиа, финансовые и другие сервисы. Полностью список операторы еще не видели, говорят собеседники “Ъ” в интернет-компаниях, поэтому они просто не отключают услуги связи, если абонент вовремя не заплатил.
Максут Шадаев 1 апреля сообщил Владимиру Путину, что пять крупнейших провайдеров открыли бесплатный доступ к ресурсам из этого списка и пилот продлится до июля. Из рекомендаций, которые получили операторы, следует, что на всех 370 ресурсах должна быть отключена возможность просмотра видео и рекламы, в противном случае оператор должен уведомить Минкомсвязь, говорят два источника в крупных провайдерах. Онлайн-кинотеатры не попали в перечень значимых ресурсов, поскольку их трафик наиболее тяжелый для сетей, поясняют источники в операторах.
Непопадание в этот перечень повлияет на продление акций онлайн-кинотеатров, приуроченных к карантину, считает источник “Ъ” на рынке видеосервисов. Они уже зафиксировали резкий рост аудитории, когда по всей стране вводился режим самоизоляции. Например, трафик МТС за десять дней карантина в фиксированной сети вырос на 22%, а трафик на видеоплатформы — почти на 40%, в основном те, что предоставили бесплатный доступ к контенту, говорят в компании. «Сейчас львиную долю нагрузки на сети составляет именно передача видео, а видеосервисы платят 8–10% от всех расходов именно за услуги связи»,— отмечает гендиректор Megogo в России Виктор Чеканов. По его мнению, льготы на оплату услуг связи были бы целесообразны как мера поддержки видеосервисов.
«Стриминг видео сейчас может занимать до 80% всего трафика интернет-провайдеров, при этом онлайн-кинотеатры хотят получить доступ к инфраструктуре операторов бесплатно, что для операторов невыгодно»,— считает руководитель Content Review Сергей Половников.
Нагрузка на онлайн-кинотеатры и сети связи сейчас сопоставима с периодом новогодних каникул, компании к ней готовы, полагает директор ассоциации «Интернет-видео» Алексей Бырдин. «Ограничение по качеству передачи видео не сделает потребление контента более равномерным, но может сказаться на владельцах мобильных устройств и телевизоров с поддержкой более высокого разрешения Ultra HD»,— отмечает он. Качества HD достаточно для комфортного просмотра большинству пользователей, считает партнер AC&M Михаил Алексеев. «Наибольшая нагрузка приходится сейчас на стриминг, игры и видеоконференции, но в случае перегрузки операторы должны давать приоритет жизненно важным ресурсам»,— считает он.
Юлия Тишина, Валерия Лебедева