Комитет Государственной думы по культуре предложил запретить рекламные паузы во время показа фильмов по ТВ. Такова основная идея инициативы депутатов комитета по культуре. Закон в случае принятия предлагается ввести в действие с 1 сентября 2017 года. Проект вызвал критику медиакомпаний и кинопроизводителей.
Один из авторов спорного законопроекта — председатель комитета по культуре, режиссер Станислав Говорухин. По его мнению, рекламу следует показывать перед началом фильма или сразу по его завершении, а демонстрация роликов в середине картины возможна только с согласия правообладателя. Коллега Станислава Говорухина по комитету — актриса Елена Драпеко пояснила «Известиям», что законодатели заботятся о художественной целостности фильмов.
— Комитет по культуре считает, что не следует разрывать ткань кинопроизведения рекламой. При создании фильма учитывается и эмоциональное состояние зрителей. Поэтому, когда вдруг посередине драматического повествования телеканалы вставляют веселенькую «рекламочку», это выглядит так, будто к скульптуре Венеры Милосской приделали нос Буратино, — иронизирует Елена Драпеко.
Также депутаты предложили ограничить продолжительность каждого рекламного ролика двумя минутами (сейчас разрешено до 4 минут) и запретить любое вмешательство в кинопроизведение — например, телеканалы не смогут прерывать фильм анонсами, накладывать бегущую строку и сокращать заключительные титры.
Однако единства по поводу нового законопроекта среди депутатов нет: комитет ГД по информационной политике, информационным технологиям и связи, назначенный соисполнителем по законопроекту, выступил против инициативы комитета по культуре.
В отзыве, оказавшемся в распоряжении редакции, сказано: «Изменения, вносимые в указанный федеральный закон, направлены на регулирование деятельности вещателя телеканала в части распространения рекламы, что не соответствует предмету регулирования данного федерального закона».
Кроме того, авторы документа, подписанного председателем комитета Леонидом Левиным, указывают на ряд недоработок, отмечая «внутренние противоречия, в результате которых не представляется возможным определить субъект, на которого налагаются предлагаемые законопроектом ограничения».
Но главная претензия связана с финансовой стороной вопроса. Отмечается, что в случае принятия закона объем размещаемой рекламы при показе кинофильма сократится более чем в два раза, что вынудит вещателей к частичному отказу от демонстрации кинофильмов в эфире телеканалов. Пострадает и федеральный бюджет: падение выручки государственных телеканалов приведет к необходимости их дополнительного субсидирования со стороны государства, а уменьшение рекламных доходов повлечет сокращение налоговых поступлений.
— Запрет рекламных пауз при показе кинофильмов окажет негативное влияние на российскую медиаиндустрию, — заявили «Известиям» в Национальной Медиа Группе (НМГ).— В частности, это усилит зависимость российского кинопроизводства от государственной поддержки, повлечет за собой существенное сокращение инвестиций в производство и закупку качественного и конкурентоспособного контента, в том числе инвестиций в российское кинопроизводство, а также значительно снизит доходы национальных телеканалов.
По словам представителей НМГ, потенциальный убыток от подобной инициативы для крупнейших российских медиахолдингов может достигать 35% годового дохода, то есть десятков миллиардов рублей. В итоге проигравшими окажутся производители кинопродукции, телеканалы, рекламодатели и самое главное — зрители, которые останутся без качественных фильмов в телеэфире.
По мнению генерального директора группы компаний Viasat Алексея Кроля, законопроект ставит игроков рынка в изначально неравные условия.
— У зрителя есть возможность смотреть фильмы без рекламы в кинотеатрах или на онлайн-ресурсах. При этом платные сервисы, предоставляющие видео по запросу, и кинотеатры имеют возможность показывать киноконтент значительно раньше, чем телевизионные каналы, — сказал Алексей Кроль.
Скептически отнеслись к законопроекту и представители киносообщества.
— Цены на рекламу до и после фильма ниже, чем на рекламу во время показа картины. Поэтому потери телеканалов от переноса рекламы могут быть очень чувствительны, — предупредил председатель Гильдии киноведов и кинокритиков России Кирилл Разлогов.— Я думаю, этот законопроект не пройдет. Телевидение встанет насмерть, тем более что у них и так уменьшаются доходы — сегодня рекламный рынок переживает не лучшие времена.
Кинопроизводители, в свою очередь, призывают к осторожности в принятии решений. Генеральный директор «Мосфильма» Карен Шахназаров сообщил «Известиям», что, хотя ему как режиссеру симпатична идея о показе фильмов без чужеродных вставок, интересы телеканалов необходимо учесть.
— Закон надо тщательно продумать, чтобы не допустить ситуации, при которой телеканалы просто перестанут закупать кино, а это ударит по кинематографистам, — уверен Карен Шахназаров. — Реклама — это серьезные деньги, и совсем уничтожать коммерческий интерес нельзя.
Авторы законопроекта, опрошенные «Известиями», рекомендуют телеканалам «разработать какой-то иной формат подачи рекламы», однако конкретных идей, как можно компенсировать снижение доходов, у депутатов нет.
В комитете по культуре «Известиям» сообщили, что планируют дорабатывать законопроект и готовить его к первому чтению. Однако дальнейшая судьба инициативы будет зависеть от того, как отреагирует на этот проект правительство РФ.