Работа рекомендательных систем, используемых в Facebook, VK, Instagram, YouTube и других ресурсах, будет контролироваться властями. Согласно готовящемуся законопроекту, платформы обяжут обеспечить пользователям возможность отключения алгоритмов, которые формируют в его ленте специально подобранный контент. По мнению депутатов Госдумы, они повышают риски социальных конфликтов. Бизнес же опасается, что инициатива затормозит развитие технологий и скажется на финансовых показателях.
По данным “Ъ”, одним из первых законопроектов, который будут внесен в Госдуму депутатами нового, восьмого созыва, может стать инициатива о регулировании рекомендательных сервисов (рабочая версия есть у “Ъ”). Такие алгоритмы используются для предложения контента или товаров и услуг пользователю. Они есть, например, у VK, Instagram, YouTube, «Кинопоиска», «Яндекс.Музыки» и других.
Из документа следует, что под его действие подпадут соцсети, новостные агрегаторы и аудиовизуальные сервисы.
Площадки должны предупреждать пользователей о том, что им предлагается информация на основе анализа данных, и давать возможность отказаться от алгоритмов.
Компаниям придется опубликовать документ с правилами использования рекомендаций, содержащий перечень собираемых сведений и их источники. Эти данные должны быть защищены.
Идея регулирования рекомендательных механизмов появилась в марте: предложения в Госдуму, Минцифры и Совет федерации направило московское отделение Ассоциации юристов России (АЮР; см. “Ъ” от 30 марта). Алгоритмы могут создавать аномальный интерес к товарам и влиять на общественное мнение, повышая риски социальных конфликтов, писали эксперты.
По данным “Ъ”, проект с весны готовил комитет по информполитике, который в Госдуме нового созыва возглавил Александр Хинштейн. Член комитета депутат Антон Горелкин сообщил “Ъ”, что документ дорабатывается. «В первую очередь он предполагает регулирование рекомендательных сервисов социальных сетей. Важна их прозрачность. Попадут ли под регулирование онлайн-кинотеатры — вопрос дискуссионный»,— говорит он. После недавнего сбоя в работе Facebook, WhatsApp и Instagram господин Горелкин в Telegram-канале отмечал, ссылаясь на экс-менеджера соцсети Фрэнсис Хоген, что «рекомендательные алгоритмы настраиваются так, чтобы в ленте всегда были фейки, провокации, буллинг».
Марк Цукерберг, глава Facebook, в ответ на обвинения Фрэнсис Хауген 6 октября на своей странице в соцсети:
«В основе этих обвинений лежит идея, что мы ставим прибыль выше безопасности и благополучия. Это просто неправда».
Председатель комиссии по правовому обеспечению цифровой экономики московского отделения АЮР Александр Журавлев отметил, что недавно Facebook выразил готовность предоставить своему наблюдательному совету доступ к алгоритмам «умной ленты» и порядка ее формирования. Евросоюз предоставил рекомендации по работе подобных алгоритмов — как общие, так и в части выборного законодательства, подчеркнул эксперт. «Стремление сделать работу рекомендательных сервисов прозрачной — общемировая тенденция»,— добавил он.
В практике ряда стран требования к системам, основанным на принятии решений алгоритмами, зависят от потенциальных рисков, говорит директор по стратегическим проектам Института исследований интернета Ирина Левова, «если система способна оказать значительное влияние на права, свободы и благополучие людей и содержит риски причинения вреда жизни, здоровью и имуществу, к ней устанавливают дополнительные требования». Но рекомендательные сервисы, являясь механизмом повышения качества услуг, таких рисков не несут, считает эксперт.
Это шаг можно сравнить с тем, чтобы запретить мерчендайзерам выкладывать товары на полках с учетом того, как часто их покупают, городским властям — учитывать трафик на дорогах при их планировании, считает гендиректор аудиосервиса «Сбер.Звук» Михаил Ильичев.
Реализация идеи, по его мнению, может, например, затормозить развитие голосовых ассистентов. Между тем, отмечает эксперт, многие сервисы уже предлагают режим инкогнито, который отключает запись данных во время сессий на платформе. Отключив рекомендательную систему, пользователь просто увидит меньше интересного для себя, уверяет руководитель одного из видеосервисов. По его мнению, это может сказаться на финансовых показателях компаний.