Отцами-основателями этого проекта являются Юрий Ракита, Виктор Черненко и Денис Сибельдин. Ещё до «Литературного радио» у каждого из них были замыслы, каким-то образом связанные с радиовещанием. Уже существовали и общие затеи Дениса и Виктора «Виртуальный клуб поэзии» и проект «Сохрани мою речь». Их интересовал не только буквенный формат текстов. Зачастую очень любопытно послушать, как авторы читают собственные произведения, с какими акцентами и интонациями.
Идея «Литературного радио» оформилась на поэтическом фестивале в Минске в 2006 году. «Мы хотели представить широкое поле литературы, разнообразные литературные течения», - рассказывает Денис. Радио задумывалось как некий объединяющий проект. «Литературный мир достаточно поляризован эстетически, идеологически, без политики не обходится, - говорит Виктор Черненко. - Всё это людей растаскивает по разным лагерям».
На сайте Интернет-радиостанции можно прочитать манифест, посвящённый этой проблеме: «Мы заявили всем кураторам, писателям, что идеологически не предвзяты. Мы не представляем определённое направление: правое, левое, авангардное… Мы даём пространство для того, чтобы люди высказывались», - так видит смысл радиостанции Виктор. По его словам, в писательской среде есть литераторы, которые выступают только в одних клубах и напрочь игнорируют другие, сотрудничают только с кураторами-единомышленниками и друзьями, но также есть организаторы, которые не представляют всех писателей, хотя и делают много для современной литературной жизни. Денис уточняет: «Нас до сих пор на все площадки пускают, и мы пишем вечера самых разных людей».
Юрий Ракита и Денис Сибельдин
Юрий Ракита со временем отошел от проекта, и сегодня «Литературным радио» занимаются три человека - Денис Сибельдин, Виктор Черненко и Мария Гринь. Маша присоединилась к «Литературному радио» несколько лет назад. У неё филологическое образование, ей интересна современная литература и все процессы, происходящие внутри неё. «Я даже не ожидала, что получится [попасть на проект]. Совершенно случайно нашла «Литературное радио в Интернете. Увидела там контакты Дениса, написала ему. Мы встретились, побеседовали. У меня есть идея своей программы, но пока она не реализована. Я бы хотела делать передачу об экранизации литературных произведений. Мне было бы интересно говорить про сами литературные произведения, об экранизации я тоже могу вести разговор, но больше доверия будет, если этим займётся кинокритик. Пока его найти не удалось. Поэтому я пока помогаю ребятам в записи вечеров. Мы с Денисом работаем в паре на фестивалях. Он вылавливает людей, а я допрашиваю», - улыбается Маша. Также она принимает участие в оценке стихотворений: люди присылают свой материал, и его нужно отсортировывать.
Нет авторских программ и у Дениса и Виктора. Они записывают литературные вечера, берут интервью, занимаются административными и организационными вопросами. Важно отметить, что создатели радиостанции не ставят свои стихи в эфир. На чтение собственных произведений в рамках радиостанции наложено табу. Это правило было оговорено ещё в самом начале: «Когда проект только появился, я, Денис и Юра были действующими поэтами, - рассказывает Виктор. – Мы собрались и решили, что на радио нас самих никогда не будет, потому что это достаточно глупо. Иначе получится: «Гомер, Мильтон…и Паниковский», Айзенберг, Рубинштейн и Витя Черненко. Мы ввели это правило, чтобы не было вопросов».
«Есть достаточное количество площадок. Если захочется выступить, можно найти место для этого: отнести подборку в журнал и так далее и тому подобное. И это не вызовет споров и вопросов, - считает Денис. – Для ведущих у нас не было такого ограничения. Мы с удовольствием принимали их произведения, потому что это были действительно хорошие и сильные авторы. На свои тексты ввели запрет и до сих пор считаем его корректным».
На первом этапе люди в большом количестве присылали аудиозаписи своих произведений. Преимущественно из них и состоял эфир. По мере развития Интернет-радиостанции формы подачи материала расширялись. Начали появляться записи литературных вечеров, а вскоре и радиопередачи. Сегодня эфир радиостанции состоит из трёх блоков. Первый – это аудиоверсии стихотворений и небольших прозаических произведений современников - некая аналогия песен в ротации на музыкальных станциях. Поэты приходили в студию, начитывали стихотворения. Записи потом разрезались на короткие треки и шли в эфир. Второй блок – трансляция литературных вечеров. «Репортажем это трудно назвать, - поясняет Виктор. – Мы стараемся ничего не вырезать и предоставлять живое выступление, убираем только оговорки. Это техническое редактирование». Третий блок представляет собой различные литературные радиопередачи. На 90% деятельность радиостанции посвящена современной литературе.
Виктор Черненко. Фото Германа Власова.
«Сейчас делаем программу с известным литературным критиком, прекрасным поэтом, филологом Данилой Давыдовым. Это один из самых заметных людей в современной литературе. Данила Давыдов предложил делать программу о прекрасных поэтах, которых никто сейчас не помнит. На три сезона хватит! У нас очень богатая поэтическая история. По каким-то причинам люди попадают на обочину литературы. Это происходит, не потому что они неталантливые. Многие из них просто гениальные! Анна Баркова, например. Её никто не знает, кроме филологов и людей из города Иваново. У всех неизвестных поэтов судьбы по-разному повернулись. И вовсе необязательно это политические репрессии», - рассказывает Виктор. Программа Данилы Давыдова идёт уже второй год. Данила буквально вытаскивает на свет забытых поэтов, авторские права на произведения которых принадлежат наследникам, зачастую не разрешающим печатать эти тексты. Д. Давыдов не только рассказывает об этих неизвестных талантливых людях, но и – самое главное – читает их стихи. И таким образом слушатели могут познакомиться с творчеством забытых поэтов.
Программу об истории русской поэзии ведёт Елена Сергеевна Калугина. Она сама поэт, читает лекции в Российском государственном университете нефти и газа имени И.М. Губкина на протяжении уже 35 лет. Елена Сергеевна в своей программе охватывает очень большое количество авторов и произведений. Разговор затрагивает произведения от «Слова о полку Игореве…» до Кушнера. Елена Сергеевна читает стихи различных поэтов, какие-то воспоминания о них. Эта программа очень полезна всем людям, которые интересуются историей поэзии. Записывать передачу тяжело, говорит Денис, так как она представляет собой формат чаепития, который сложно переводить в радиопрограмму. «Данила Давыдов и Елена Сергеевна читают стихи других поэтов. Это иногда интереснее, чем чтение собственных текстов, - считает Виктор. – Поэт не только читает, он выделяет какие-то стихи, которые кажутся ему близкими. То есть человек отбирает любимое из других авторов. Это очень интересно. Это о многом говорит. Мне кажется, эту тему надо развивать.».
Поэт, прозаик, литературный критик Леонид Костюков делал программу о малой прозе. «Он приглашал литераторов, необязательно авторов малой прозы. В процессе беседы они пытались нащупать место короткой прозы в современной литературе. Вот большой роман, большие издательства, большие книги. А вот стихи. Это совершенно другое. А где находится некоммерческая, экспериментальная проза? И почему она некоммерческая? Хочется быть? Приходится быть? Очень интересная программа… Можно прослушать подряд все выпуски. И это будет в каком-то смысле цельное высказывание по поводу ситуации в малой прозе вообще», - рассказывает Виктор.
Мария Галина, поэт, писатель-фантаст, переводчик, сделала цикл программ про фантастику. Она приглашала всех сегодняшних ведущих фантастов. «Тусовка фантастов и литературная тусовка – несколько разные вещи. Мария Галина внутри и той, и той. Она смогла вытащить людей, которые просто так никуда бы не пошли», - говорит Денис. Виктор акцентирует внимание на том, что в программе «сложился мета-сюжет». «Если прослушать сейчас передачи, которые записывались на протяжении двух лет, - говорит он, - то это становится очевидным». Была ли изначально у автора такая идея, коллектив Интернет-радиостанции не знает. «Фантастика из отгороженного мира выходит в мир большой литературы, в общий литературный мир, - рассказывает Виктор. – Фантастику начинают оценивать по тем же критериям, по которым, например, оценивают роман Маканина или Шаровой. Раньше была скидочка: «Ну, это же фантастика, мы понимаем, что там средневековые мечи и так далее...» Сейчас эта скидка перестаёт учитываться. И что с этим делать фантастам? Либо они должны замыкаться в себе, либо, наоборот, принимать общие правила. Как осуществляется взаимодействие, становилось понятно по мере того, как записывалась программа». С большим интересом можно послушать каждый отдельный выпуск, а можно прослушать их все подряд, чтобы прояснить для себя, что же именно происходит сегодня в мире фантастики.
Какое-то время записи программ проходили в студии, с которой была договорённость на этот счёт. Сейчас такой необходимости у «Литературного радио» нет, передачи пишут в других местах. «Когда у нас было несколько программ одновременно, а ведущие приглашали в эфир гостей, мы снимали студию. За каждым не набегаешься. И поэтому было технологически проще организовывать записи сессиями. Например, сегодня вечером трёхчасовая сессия вот этого ведущего. Он приглашает трёх-четырёх гостей. Они по очереди приходят. А сейчас и диктофоны позволяют делать приемлемое качество записей», - говорит Денис. Виктор отмечает, что некоторым людям либо «вовсе лень ехать куда-то», либо они некомфортно себя ощущают в студии: «Их закрывают двойными дверями для звукоизоляции. Наушники висят, какие-то приборы мигают. А ещё нужно прийти ровно в такой-то час, по отмашке звукорежиссёра начать говорить, который потом скажет, что вот тут неправильно, а тут вы тихо говорили, переговорите. К этому надо привыкать. Многим не нравилось. Люди замыкались. Или можно вспомнить программу Данилы Давыдова - так как он представляет редкие публикации, у него на каждого автора стопка книг: в одной биографические данные, в другой - небольшие публикации, в третьей – заметочка какая-то… Он не может прийти с одной книжкой, ему надо приносить половину своей библиотеки. Поэтому я приезжаю к нему домой, и мы записываем программу на диктофон».
Многие люди высоких квалификации и литературного уровня загорались идеей: «Своя радиостанция? Классно же! Я приглашу вот этого, этого, этого…». Правда, на этом всё заканчивалось, то есть человек приходил, делал пять высококлассных программ, и всё», - Виктор и Денис с сожалением рассказывают, что некоторые программы ограничились несколькими выпусками: «Наш хороший знакомый Владимир Жбанков пригласил Сергея Жадана и Игоря Белова. Мы записали их беседу, стихи. Игорь Белов читал перевод Сергея с украинского. Прекрасная программа получилась, но на этом всё закончилось.
Люди идут на «Литературное радио, говорят Денис и Виктор, чтобы высказать какую-то свою идею: «Когда мысль заканчивается, имеет смысл закрыть программу. Зачем продлевать то, что получило логическое завершение?».
Денис Сибельдин
Все ведущие «Литературного радио» являются профессиональными писателями и поэтами, людьми каким-то образом связанными с литературой и окололитературной деятельностью. «Я думаю, что профессиональные журналисты хуже могут в область литературы вклиниться, - считает Денис. - Пишущим людям проще быть ведущими, чем просто радиопрофессионалам, которые могут говорить на любые темы, но при этом не понимать чего-то внутри литературного процесса. Мы ориентируемся на людей, у которых литературная специальность и которые осваивают навыки радиоведущего. А не наоборот!». «Я даже не помню, работал ли кто-то из наших сотрудников на радио. Все они литературные критики, поэты, писатели. Они находятся внутри процесса, со словом работают. Я не помню, чтобы были большие трудности с речью, с ведением радиопрограмм», - подтверждает мнение коллеги Виктор.
Маша отмечает, что часто изначальный пыл и энтузиазм затухают при столкновении с первыми трудностями. Большинство людей уверены, что могут проводить отличные эфиры без предварительной подготовки. «Все думают: «Я же хорошо говорю в жизни, мне рот не заткнёшь. Сяду у микрофона, и польются фонтаном умные мысли». На деле получается не совсем так, - делится своими наблюдениями Маша. - Подготовка к эфиру - это небольшой, но осознанный труд. Говорить любят многие, но далеко не все могут работать радиоведущими. Не стоит скрывать, что в творческой тусовке не так много людей приучены к систематической работе, - с улыбкой продолжает Маша. – Налёт богемы и богемного времяпрепровождения и проживания присутствует. То, что работа на радио – это обязательства, которые надо выполнять, не всем сразу становится понятно». Денис вспоминает и организационные проблемы: «Звонишь человеку и спрашиваешь: «Ты придёшь ко мне на радиопередачу?» - «Да, конечно». И опаздывает, как это принято у литераторов, на 45 минут… А тут студия, эфир».
Второй причиной, почему желание работать на радиостанции пропадает, Маша называет финансовую составляющую: «Люди хотят, чтобы за работу им платили. Мало, кто продержится на энтузиазме более трёх месяцев».
«У нас есть опыт прямых эфиров. Литературные вечера давать в прямом эфире довольно тяжело, потому что ужасно задерживается начало. Мы сотрудничали с Интернет-центром «Кафемакс», который проводил различные мероприятия. Одно из самых известных – Кубок Москвы по поэзии, - вспоминает Денис. – Мы были организаторами и ведущими. Тогда и делали прямые эфиры. «Кафемакс» обеспечивал необходимый нам уровень Интернета. Кубок на тот момент пришёлся очень кстати. Вечер с посещаемостью сто человек – большая редкость в литературной тусовке. Финал Кубка тогда собрал более ста человек. Это действительно было событие. Люди голосовали. Каждый участник был заинтересован в том, чтобы позвать друзей, друзей их друзей и так далее. Всё прошло интересно, здорово, весело, но, к сожалению, чемпионат по поэзии пока не повторяем. Хотя эта идея возникает постоянно. И чем больше времени проходит, тем больше хочется устроить ещё одно подобное мероприятие. Мы придумали весьма специфичный и удачный формат литературного вечера, очень познавательный, которого не было раньше. Это такой Кубок, с жюри, со зрительским голосованием».
«Мы делали и прямой эфир из Питера. По технике не всё получилось. Но это достаточно интересный опыт», - говорит Виктор. Денис считает, что на популярность радиостанции, посещаемость сайта прямые эфиры не влияют: «Литературные события - это не футбол. Прямая трансляция футбольного матча понятно, зачем нужна. На литературный вечер человек может пойти, а может спокойно его послушать на следующий день. Прямые эфиры необходимы для интерактивного общения со слушателем, для голосования, а без этих составляющих такой формат вещания менее интересен».
«У литературных вечеров есть странная особенность: люди любят назначать их в один день, - улыбается Денис. – Потом долгое время они не могут выяснить, кто назначил первым. Конечно же, никто не готов уступить и отменять свою программу. Бывают сразу три интересных события. Мы ухитрялись и до сих пор получается записывать несколько вечеров в один день. Распределяем события и идём на них. Таким образом, слушатель имеет возможность познакомиться со всеми».
Аудиоматериалы, которые размещены на сайте «Литературного радио», можно бесплатно прослушать и скачать. «Всё, что мы записывали, с разрешения авторов доступно и лежит в архиве на сайте «Литературного радио». Мы всем говорим, что выкладываем записи в открытый доступ. Я не помню, чтобы кто-то просил убрать своё выступление, - говорит Виктор. – Бывают оговорки, например: «Стихи ещё не были в печати, давайте подождём, когда они выйдут в журнале». Кто-то говорит: «Я плохо прочитал последнее стихотворение, вырежьте». Мы идём навстречу авторам. К нам действительно хорошо относятся. Люди дают свои тексты, хотя мы не можем делать авторские отчисления.
Ребята замечают, что само отношение к архивированию литературной жизни изменилось в лучшую сторону: «Сейчас часто нас спрашивают о наличии какой-нибудь записи или приглашают на мероприятия. Нас специально зовут на вечера. Проект для литературной среды очень полезный!».
«Говорят, литература – место для амбиций. Эмоции кипят, люди ругаются друг с другом. Я не помню каких-то ссор, чтобы мы разошлись и при встрече на разные стороны улицы переходили. Много рабочих моментов, недопонимания, срывы бывают. Но глобальных конфликтов не было. Мы со всеми в нормальных отношениях», - рассказывает Виктор.
Некоторая часть передач расшифрована. Тексты есть на сайте. «Я встречал людей, которые говорят, что им нужен текст, а аудиоинформация менее интересна, хуже воспринимается», - говорит Виктор. На странице радиостанции можно найти фотографии и видеозаписи литературных событий. Каждая запись вечера сопровождается списком выступавших авторов, ставятся ссылки на страницы литературных событий. На сайте есть краткие анонсы программ. Все аудиоматериалы подписаны. Если человек желает послушать стихи, или же не уверен в том, что ему хочется, он может просто включить радио. То, что в тот момент идёт в эфире, тоже подписано. Потом этому человеку будет легче ориентироваться в материале и выбирать.
Мария Гринь
Группы в Facebook «Литературное радио» не имеет, у него есть страница во «Вконтакте». Коллектив радиостанции не считает необходимым активное ведение социальных сетей. Свою позицию они аргументируют следующим образом. «У нас нет задачи монетизации проекта, - говорит Маша. – Идеи сделать его когда-либо приносящим заработок не было. Всё, что происходило, происходит – на энтузиазме и желании людей изучать это. Основную функцию проект выполняет: он был задуман как способ архивации текущего момента, сохранение того, что сейчас происходит в литературном мире. Вести страницы в социальных сетях, чтобы люди как можно больше узнали о современной литературе? («Или как можно больше узнали о «Литературном радио», - улыбается Виктор). Зачем раскручивать проект?».
«Facebook – это сейчас очень модно. Для продающей фирмы он обязателен. У неё сидит маркетолог, который что-то постит, с кем-то общается, отвечает на вопросы. Мы-то ничего не продаём. Группа в Facebook – это целое дело, если её вести правильно. Ресурсов у нас на это нет. Социальные сети – отдельная работа специального человека. Без этого группа неинтересна. Это надо понимать. У нас есть достаточный уровень понимания этого дела. Поэтому мы туда и не лезем. Сесть и заниматься этим вопросом ни я, ни Витя не можем себе позволить. Да, задачи монетизировать не стоит. По-мелкому мы не хотим – выгадывать пять копеек где-то, а крупная монетизация возможна только в случае, например, грантовой поддержки. Но, к сожалению, это имеет определённые ограничения», - говорит Денис.
«Нас нет в Facebook, просто потому что не хватает времени, - добавляет Виктор. – Там есть своя специфика, в которой нужно разбираться, и постоянно этим заниматься. Я захожу на свою страницу в Facebook, читаю пару сообщений, ленту, пару лайков делаю, пишу про себя что-то и могу неделю не заходить. С радио такое нельзя себе позволить. Я не могу себе позволить на неделю выключиться из радио и сказать: «Давайте без меня, через недельку я к вам подойду». То же самое должно быть и в социальных сетях. Каждый день необходимо что-то делать».
Одна из задач Интернет-радиостанции – показать интересную литературную жизнь в разных географических точках. Несмотря на то, что люди постоянно ездят друг к другу в гости, общаются, они ничего не знают о поэзии и литературных событиях в других городах. «Мы сотрудничали с питерцами Ольгой Логош и Дмитрием Румянцевым. Они живут в Санкт-Петербурге, вовлечены в питерский литературный процесс, знают его, - рассказывает Виктор. – Ольга и Дмитрий одно время делали много записей, в том числе и редких. Ребятам, к примеру, удалось договориться с поэтом Еленой Шварц, хотя она не очень любила записи. В Минске с нами сотрудничает Павел Антипов. Сергей Кошкин, он из Екатеринбурга, сделал несколько программ про уральскую литературу». На фестивалях в разных городах Виктор и Денис стараются записывать как можно больше нестоличных поэтов, чтобы представить их публике. «Московских поэтов я и в Москве запишу, - говорит Виктор. – Я всегда спрашиваю организаторов про местных поэтов. Всегда стараюсь записать их краткие интервью, их чтения».
Команда «Литрадио» особо подчёркивает важность и актуальность Вологодского фестиваля. Им занимается Данил Файзов, один из крупнейших организаторов сегодняшних литературных событий. Он окончил Литинститут, сам поэт. У Данила есть возможность приглашать на фестиваль в своём родном городе серьёзных московских поэтов. В Вологде очень много интересных поэтов, записи их есть на сайте радиостанции. «Во Владивостоке также проходят отличные фестивали. Но туда не наездишься на свои деньги, - говорит Виктор. – Мы всегда рады приглашениям и стараемся ими пользоваться. Стремимся охватывать не только Москву, Питер, Нижний Новгород, но и другие регионы России, ближнее зарубежье».
Географические и идеологические разобщённости оказывают негативное влияние на литературный процесс, уверен Виктор. «Я не вижу большой заинтересованности людей из Сибири или Урала в контактах, заинтересованности в постоянном обмене», - говорит он. Денис считает, что у литературного общества «нет идеи продвигать себя как некий совместный продукт». «У любой тусовки в любом городе так, - отмечает Денис. – Каждая провинция имеет своих авторов и своих звёзд. И на этом всё заканчивается. Никто не продвигает в целом продукт, который называется «Современная литературная жизнь в России».
«В провинции нет такого количества поэтов, как в Москве, насыщенность литературной жизни в разы меньше. А если из моего родного Ростова-на-Дону приедет какой-нибудь хороший автор, которого в Москве не знают, на его вечер никто не придёт. Заинтересованы, прежде всего, в друзьях, знакомых. Все ходят на своих», - говорит Маша.
Выходом из перечисленных проблем может стать Интернет-радиостанция, убеждён Виктор. «Как мы видим, чтобы создать «Литературное радио», достаточно трёх человек, – говорит он. – Организовать поездку в Москву нескольких провинциальных поэтов очень сложно. Сделать их запись и прислать на «Литературное радио» проще. И я уверен, чтобы организовать запись нескольких локальных поэтов, достаточно также двух-трёх человек».
Денис замечает, что у самих организаторов нет идеи увеличивать количество публики на мероприятиях: «Придёт пятьдесят человек – здорово, придёт двадцать – тоже неплохо. Что будет завтра – им неважно. Я не могу сказать, что кто-то в литературной среде продвигает себя и свою площадку. Там всё по-другому устроено. Зарплата ничья не зависит от того, сколько человек пришло на вечер. Это довольно специфический мирок, почти полностью не монетизированный. Поэтому общие законы современной жизни здесь не очень работают». Если учитывать эти факторы, считает Денис, очевидно, что главный смысл проекта в работе на историю.
«Литературное радио» всегда существовало и существует на частные деньги, на средства его создателей. «Мы пытались разговаривать с серьёзными структурами, в том числе из литературного мира, они говорят, что своё СМИ в РФ не стоит создавать. Это очень интересный и забавный запрет. Человек говорит: «Вы что-нибудь придумайте, я вам дам денег». На фестивали деньги дают, а на своё СМИ - нет. От слов «радио» или «газета» все начинают напрягаться: «Мало ли что»… Люди считают, что в России нельзя поддерживать СМИ, что это небезопасно», - говорит Денис.
«Была забавная ситуация. Мы в Питере решили делать фестиваль. Я поехал познакомиться с людьми. В частности, с директором питерского «Кафемакса». Нужно было обговорить технические детали. Я к нему прихожу и говорю, что мы хотим провести у них поэтический фестиваль. Он напрягся: «Какой фестиваль? Политический?». «Нет, спокойно! Поэтический…» Он сразу подобрел. Мы посмеялись тогда над этим», - вспоминает Виктор.
Денис подчёркивает, что основными проблемами «Литературного радио» были и остаются денежные трудности, тем не менее, менять свою позицию он не собирается: «Наша главная сложность - финансовая. Надо либо соответствовать какому-либо формату, который ставится сверху, либо оставаться независимыми, и самим справляться со всеми трудностями. У нас, например, нет возможности пригласить всех тех, кто бы с удовольствием вёл программы за деньги. Но пока ситуация в России такая, лучше оставаться маленькими и независимыми и делать своё дело. Чем мы и занимаемся…»
Елена Дюкова
© 2001–2021 Фонд Независимого Радиовещания
Адрес редакции:115035, Москва, Раушская набережная, 4/5, строение 1
Телефон редакции:+7-499-551-57-00
Факс редакции:+7-499-551-57-00
Разработка сайта: edenhost.ru