Согласно новому статистическому исследованию популярной во всем мире краудфандинговой платформы Kickstarter, процент проектов в области журналистики, успешно собравших требуемую сумму, с момента запуска сайта в 2009 году составляет 34,38 процента, что меньше среднего по сайту показателя успеха (42,74 процента).
Чуть больше 65 процентов из общего количества (1 346) проектов в области журналистики не увенчались успехом: это значит, что они не собрали требуемой суммы и не получили никакого финансирования. Правила Kickstarter не позволяют частичного финансирования проектов. Принцип работы сайта – все или ничего.
Если проект не набирает заявленной суммы, Kickstarter возвращает деньги потенциальным спонсорам. К настоящему моменту более 452 000 долларов было возвращено спонсорам проектов в области журналистики.
Примерно такой же показатель успешности демонстрируют проекты в таких категориях, как игры и ремесла (показатели проектов в области музыки, театра, танца – одни из самых высоких на сайте).
Теперь Kickstarter поставил перед собой задачу улучшить шансы для журналистских проектов. До июня журналистские проекты на Kickstarter не попадали в отдельную категорию. Их помещали в такие категории, как издания (Publishing) или документальная литература (Nonfiction). Теперь Kickstarter создал отдельную категорию для проектов в области журналистики и изменил классификацию старых проектов, которые ранее могли рассматриваться как проекты в области журналистики.
"Нам очень нравятся проекты в области журналистики, и мы хотим улучшить их визибилити на сайте, – сказал в разговоре с IJNet представитель по связям платформы Kickstarter Дэвид Галлахер. – Именно поэтому мы создаем для них отдельную категорию".
В ситуации, когда значение понятия "журналистика" меняется, категория помогает владельцам проекта понять, что является журналистикой и кого можно назвать журналистом.
"Сказать, что мир журналистики в настоящее время переживает перемены, значит ничего не сказать, – говорится в заявлении Kickstarter. – Для нас это означает, что сейчас важнее, чем когда-либо, убедиться, что у журналистов – будь то профессионалы, ищущие новые пути финансирования и распространения своей работы, или обычные люди, жаждущие рассказать истории, которые они видят вокруг, – есть инструменты и ресурсы, позволяющие опробовать инновации".
Несмотря на высокий процент проектов, потерпевших неудачу, на сайте были собраны средства на финансирование новаторских проектов в области журналистики. На сегодня 385 журналистских проектов были успешно профинансированы; большинство из них (238) собрали от 1 000 до 9 999 долларов США.
Журналисты использовали Kickstarter для разных целей. Некоторые собирали деньги на освещение историй, о которых мало или совсем ничего не рассказывалось в прессе. Редакционный карикатурист Тэд Ролл собрал деньги, чтобы совершить независимое путешествие в отдаленные провинции Афганистана и рассказать о войне. Фотокорреспондент Герд Людвиг отправился в Чернобыль, чтобы запечатлеть последствия ядерной катастрофы, произошедшей 25 лет назад.
Другие использовали Kickstarter для сбора средств на проекты, связанные с новыми или интерактивными способами рассказывания историй. Собравший заявленную сумму проект Homicide Watch рассказывает обо всех убийствах, произошедших в Вашингтоне, округ Колумбия, в течение одного года. Проект использует документы-первоисточники, информацию, полученную из социальных сетей и отчеты с места событий. FOIA Machine, направлен на упрощение сложного процесса подачи и отслеживания запросов информации из государственных архивов. Проект Matter собрал журналистов ведущих мировых новостных агентств, чтобы запустить новую платформу, специализирующуюся на журналистике длинных форм.
Издатели и организации – как крупные, так и небольшие, использовали Kickstarter как лабораторию для инноваций, в том числе для привлечения аудитории и внедрения интерактивных методов. Проект Национального общественного радио Planet Money T-Shirt проследил историю создания футболки в современном мире. Более 20 тысяч спонсоров проекта собрали более 590 000 долларов, что больше чем в 10 раз превышает поставленную цель. Ранее в этом году IJNet взял интервью у основателя небольшого регионального сайта технических новостей, основавшего и собравшего с помощью платформы Kickstarter средства на публикацию журнала для конференции South by Southwest Interactive. Эта кампания собрала 9 300 долларов, что намного больше первоначальной цели в 2 000 долларов США.
Кроме создания новой категории для журналистики, Kickstarter также анонсировал свое партнерство с The Guardian, цель которого – обеспечение дополнительных ресурсов для журналистов, стремящихся к внедрению инноваций и исследований.
Для получения дополнительной информации и использования возможностей платформы Kickstarter нажмите сюда.
Джессика Вейс – внештатный автор IJNet, живущая в Боготе.