К сожалению, не существует руководств, которые помогли бы редакторам координировать свою работу, а ведь на рынке сейчас появляется все больше талантливых фриланс-журналистов. Из-за этого порой возникают очень неприятные ситуации, с которыми никто из нас не хотел бы иметь дело.
Вот советы, которые помогут редакторам избегать часто встречающихся оплошностей и создавать обстановку, которую оценят работающие с ними фрилансеры.
Это может показаться очевидным, но профессиональные фрилансеры работают с самыми разными редакторами. Если одни редакторы хотят получать практически безупречные черновики, с которыми практически ничего не нужно делать перед публикацией, то другим нужно, чтобы материал прошел несколько раундов редактуры.
Большинство профессиональных фрилансеров работают с редакторами как первого, так и второго типа. Не стоит воспринимать какой-то один из этих способов работы как стандарт. Как и в любом месте, рабочий процесс – это элемент культуры компании, в разных местах он может очень отличаться. "Откровенно расскажите о возможностях проекта и сколько раз, по вашему мнению, нужно будет отредактировать материал", – говорит Соня Уэйзер, автор новостной рассылки Opportunities of The Week.
Я часто заранее спрашиваю редакторов, с которыми буду работать, как они хотят все организовать. Каким должен быть черновик? Нужно ли его доработать как можно больше или мы будем делать это вместе?
Не давайте читать питчи фрилансеров коллегам или другим фрилансерам. Это тоже кажется очевидным, но такое случается, хотя и гораздо реже, чем раньше, потому что люди, конечно, рассказывают друг другу о таких ситуациях. Со мной такое случалось трижды – и все три раза с изданиями, объединенными одним учредителем. На то, чтобы подготовиться к работе над материалом и составить питч, уходит время – и это время может быть оплачено, а может и нет.
Пожалуйста, не выкладывайте в твитах фотографии питчей или переписки. Вы можете думать, что это совершенно замечательный питч или что это совсем не то, что вам нужно, но не все будут с вами согласны. Публикуя твит, вы непреднамеренно способствуете тому, что идею может позаимствовать кто-то другой.
"Дайте возможность фрилансерам перед публикацией ознакомиться с заголовком, – советует Уэйзер. – Потому что иногда заголовки не отражают смысл истории, они могут вводить в заблуждение, и фрилансерам может не понравиться, как представлены их статьи".
Часто фрилансинг – это работа с полной занятостью. Не всегда это подработка – на самом деле, это гораздо чаще первое, чем второе. И в этом нет ничего нового. Пожалуйста, уважайте наше время и затраченные силы – точно так же, как вы хотите, чтобы мы уважали ваши.
Чтобы составить питч, нужно время. Фрилансеры предпочитают, чтобы им отвечали быстро, особенно в ситуациях, когда фактор времени очень важен. Может быть неприятно получить быстрое "нет" в ответ на предложение материала, но это позволит нам заняться чем-то другим, пока у нас еще есть время.
Когда питч одобрен и работа началась, четко обозначьте сроки. Если материал не очень срочный и вы хотите отложить его публикацию, чтобы сначала опубликовать более срочные новости, скажите об этом. "Если что-то изменилось, напишите имейл и объясните ситуацию. Я знаю несколько отличных редакторов, с которыми я люблю работать и которые могут задержать публикацию на неделю или больше, но при этом пишут мне: "Я не могу сейчас опубликовать вашу работу, но я сделаю это на следующей неделе", – рассказывает фрилансер Шивани Персад. – Это понятно – ситуация может меняться. И дедлайны могут также меняться. Нужно быть гибкими, но мы не умеем читать мысли. И мы не принадлежим к организации со своим каналом в Slack, [где мы могли бы получать сообщения]".
Имейте в виду, что дело не только в авторах и работе, которую они проделали. В ситуацию вовлечены источники, у которых автор брал интервью и которые пожертвовали для этого своим временем, а иногда и поделились рассказом о травмирующем опыте. Недавно Персад написала статью о крупном новостном событии, для которой попросила людей рассказать об опыте, связанном с непростыми переживаниями. Материал до сих пор не был опубликован – и неясно, когда это произойдет.
То, что процесс редактирования может не соответствовать тому, чего вы хотели бы, совсем не означает, что не нужно доводить дело до конца. Недавно я написал статью, которую редактор зарезал после месяца работы, поскольку решил, что она требует слишком большой редактуры, – и я не получил никакой компенсации. Отказ оплачивать выполненную работу и потраченное время неприемлем в любой индустрии. Журналистика не должна быть исключением.
Как и в случае с зарплатой, переговоры об оплате материалов – это искусство. Поиски компромисса между фрилансером и редактором. Природа фиксированного вознаграждения за работу вполне очевидна. Лично я предпочитаю такую стратегию, она делает подсчет доходов гораздо более простым делом.
Другие подходят к этому делу иначе, они более открыты для оплаты из расчета за слово. Но в таких случаях редактор может сокращать количество слов, чтобы снизить оплату, а не чтобы улучшить текст.
Редакторы должны уметь объяснить, сколько они заплатят и почему. "Недавно я написала материал для цифрового СМИ, мы договорились, что объем статьи будет 600 слов, но при этом редакторы хотели, чтобы я включила интервью с двумя источниками, и тема материала была очень сложной для такой короткой статьи, – рассказала Бриттани Робинсон, автор новостной рассылки One More Question. – Я подозреваю, что только такое строгое ограничение объема позволяет им обещать оплату в размере пяти центов за слово, и, принимая во внимание, что мне пришлось потратить часы, пытаясь сократить материал, объем которого в нормальной ситуации был бы порядка 1 500 слов, такая ставка совсем не выглядит хорошей. Я понимаю, что часто у оплаты на основе количества слов есть веские причины, но очень важно, чтобы редактор открыто об этом говорил".
Кроме того, очень важно постоянство. Платите вовремя. И – очень важно – четко объясняйте, сколько собираетесь заплатить.
Энди Хиршфельд – репортер из Нью-Йорка, специализирующийся на освещении вопросов, связанных со стоимостью жизни. Он пишет для таких изданий, как Al Jazeera English, Observer, OZY, Salon, CNBC и многих других. Он также ведет национальную программу деловых новостей Business Brief.