Примерно в это же время в прошлом году я думал написать статью, утверждающую, что Facebook и Twitter стали новыми «домашниим страницами» для новостей в Интернете. Речь в ней должна была идти о том, что Интернет как будто вырвал страницы со статьями из газет и журналов и рассеял их по ветру, а Facebook и Twitter собрали их и сложили в простые вертикальные колонки, которые становятся самыми первыми источниками информации о текущих событиях.
Социальные сети стали новой домашней страницей — год назад это походило на (почти) оригинальное наблюдение. Сегодня это просто скучный факт.
За последние двенадцать месяцев входящий трафик домашних страниц у многих веб-сайтов значительно снизился, в то время как доля переходов из социальных медиа выросла более чем вдвое. Это подтверждают данные обзора, проведенного в 2013 году сетью Buzzfeed Partner Network - конгломерата популярных сайтов, в который входят BuzzFeed, New York Times и Thought Catalog.
В частности, бурный рост вызвал Facebook, где количество исходящих ссылок на издательства в 2013 году выросло с 62 миллионов до 161 млн. Два года тому Facebook и Google играли одинаковую роль в перенаправлении кликов на сайты сети Buzzfeed. Сегодня Facebook перенаправляет в 3,5 раза больше трафика.
Понятно, что Facebook представляет собой огромную трубу. Вопрос состоит в том, какие материалы получают воду из нее?
Показателен, хотя и в ограниченной степени, опыт The Atlantic: несколько месяцев назад я беседовал с одним коллегой о том, что наши самые популярные статьи на Facebook часто не привязаны к новостям, то есть они не касаются текущих или предстоящих событий. Вместо этого они представляют собой то, что журналисты называют «вечнозелеными» материалами — очерки о диетах, о новом поколении, о счастье, исследования по кофе и по принятию решений, или красивые фотографии. Это было примерно в то время, когда Upworthy — знаменитый поставщик слащавых видео и заголовков из разряда «вы не поверите...» — взлетал на ракете Facebook, причем не как «новостная» организация, а как искушенный рыночный стервятник.
Новостная лента Facebook - домашняя страница, которую строят наши друзья, организовывая наши клики и «лайки» - на самом деле «новостной» лентой не является. Это развлекательный портал, где размещаются истории, которые напоминают нам о нашей жизни и предлагают что-то вроде эмоциональных попперов. Действительно, те, кто читает новости в Facebook, определяют себя как меньшинство: по данным опроса, проведенного исследовательским центром Pew в 2013 г., менее половины когда-либо читают «новости» на сайте, и только 10% намеренно заходят на Facebook чтобы узнать новости. В противовес, скажем, случаю, когда вас захлестывает волна срочного сообщения в то время, когда вы всего лишь просматриваете семейные фотографии.
Чтобы представить себе более четкую картину, сравним материалы в сети Buzzfeed, получившие самое широкое вирусное распространение — то есть истории, самые популярные в Facebook — с самыми популярными заметками в Twitter и статьями, по которым было больше всего поисковых запросов.
Сначала - самые популярные заметки в Twitter в 2013 году. Это смесь из новостей о террористических актах и музыкальных шоу, и вечнозеленая ерунда о Райане Гослинге и Ким Кардашьян.
Самые популярные новости в Твиттере в 2013 г.
Следующий ренкинг — материалы с самым большим объемом поискового трафика в 2013 году. Почти все из них можно, с некоторой натяжкой, считать «новостями». Речь в них идет о недавних событиях, как-то звезды в бикини, взрывы, совершенные террористами или смерть знаменитостей. Даже № 11 — «Возьмите к себе домой эту собаку с человеческим лицом» — оказывается новостью о собаке (с бесспорно человеческим лицом), которую нужно забрать.
Статьи, по которым было больше всего поисковых запросов
Годится ли Twitter для новостей – вопрос. Подходит ли поиск для новостей – наверняка нет. А Facebook?
Из 20 наиболее вирусных историй в сети Buzzfeed, только 7 связаны с недавними событиями. Только в 3 речь идет о том, что можно назвать национальными новостями: конкурс красоты «Мисс Америка», технологии Netflix, и музыкальные видеоклипы (не самые важные новости, но тем не менее). Но подавляющее большинство этих историй — вообще не новости. Это тесты на самооценку того, какой у вас акцент, рейтинги пищевых продуктов и фотографий, смешные напоминания о том, как себя чувствуют люди в разном возрасте. За неимением лучшего термина, это развлечение.
Материалы, получившие самое широкое вирусное распространение в 2013 г.
Конечно, это всего лишь 20 самых популярных материалов (может быть, следующие 20 — это актуальные новости!), да и подавляющее притяжение Buzzfeed в Facebook определенно искажает картину. Но, судя по Upworthy, Viral Nova, Distractify, недавнему всплеску тестов и вездесущей формуле Buzzfeed звучащей как «Х-число вещей, которые вы можете Y-действие», в настоящий момент вполне понятно, что издатели, которые взломали вирусный код на Facebook — на самом деле не держатели новостных сайтов. Даже если вам хочется назвать эти сайты новостными, сообщения, которые получают вирусное распространение, не являются их новостями.
Если вы думаете, что это подготовка к финалу в стиле «Facebook уничтожает новости», то можете расслабиться. Развлечения опережали новости даже до того, как Цукерберг родился. Журнал People всегда продавался лучше, чем Time. Рейтинги комедийных шоу всегда стирали в порошок рейтинги PBS. Последние страницы газеты с давних пор финансируют обзоры внешней политики в разделе «A».
Ключевое различие между старыми формами новостей, развлечениями и Facebook состоит в том, что новостная лента — это полностью наше творение, даже если она проявляется как своеобразный и удивительный список историй. В конце концов, Facebook не «создает» новостную ленту. Каждую историю подают наши друзья и страницы, за которыми мы следим. А Facebook организовывает их при помощи компьютерного алгоритма, который изучает наше прошлое поведение и прогнозирует, какие материалы должны отображаться в верхней части. Поскольку именно вы выбираете своих друзей и свое взаимодействие с материалами, которые ваши друзья размещают, вряд ли будет преувеличением сказать, что именно вы выбираете свою ленту новостей.
Если нужно, вы можете превратить свою ленту новостей в действительно новостную. Можно скрыть самых легкомысленных друзей, подписаться на страницу Facebook каждого национального издания, делиться каждой ссылкой NBC News, которая вам попадется. Но вы этого не делаете.
Независимые исследования виральности, проведенные школой Уортон, Национальным научным фондом иУниверситетом Южной Австралии, пришли к одному и тому же выводу. Статьи и видеоматериалы, которые с наибольшей вероятностью будут распространяться в сетях, по электронной почте и на Facebook - это не обязательно самые свежие новости, но самые запоминающиеся. Самое известное из этих исследований, выполненное профессорами Университета Пенсильвании Джоной Бергер и Кэтрин Милкмэн, приводит к выводу, что онлайновые материалы, вызывающие «высокое эмоциональное возбуждение», вызывали большую степень вирусного распространения, независимо от того, были ли такие эмоции положительными (например: счастье и восхищение) или отрицательными (например: гнев или беспокойство).
Лента новостей — это, пожалуй, самое сложное в мире зеркало читательских предпочтений — и вполне очевидно, что новости в их число не входят. Мы просто предпочитаем материалы, которые выполняют цель алгоритма компьютерного обучения Facebook — показывать нам отражение той личности, которой мы хотели бы быть, заставить нас чувствовать, заставить нас улыбнуться, а чаще всего — напомнить нам о самих себе.
Редактура, перевод: Редакторский портал