С середины сентября управление активами украинского медиахолдинга UMH в России передадут бывшему гендиректору издательского дома «Провинция» Игорю Молодцову. Об этом «Известиям» рассказали несколько источников в UMH. В ближайшее время, по словам собеседников, менеджера назначат на пост генерального директора принадлежащих UMH Russia ИД «Популярная пресса» и еженедельников «Теленеделя» и «Футбол». Александр Страхов, с 2010 года управляющий подразделением украинского холдинга в России, займется налаживанием отношений между московским и киевским подразделениями, говорят источники. По их словам, после того как владелец UMH Group, украинский олигарх Сергей Курченко был объявлен на Украине в розыск, у холдинга начались проблемы с финансированием, сказавшиеся и на российском активе.
Нынешний гендиректор «Популярной прессы» и двух еженедельников Александр Страхов, который к тому же занимает должность вице президента в UMH Group, подтвердил, что компании, принадлежащие российскому подразделению украинского холдинга, в скором времени может возглавить «кто-то новый», но кто именно он не уточнил. Он также отметил, что по-прежнему сохранит в украинской компании позицию вице-президента, ответственного за российский бизнес.
Страхов и Молодцов вместе работали в ИД «Аргументы и Факты»: в 2007–2010 годах Молодцов был заместителем генерального директора издательского дома. Должность же гендиректора занимал именно Страхов. После АиФ Молодцов перешел в издательский дом «Провинция», принадлежащий миллиардеру Леонарду Блаватнику (занимает 34-ю строчку в глобальном рейтинге миллиардеров по версии Forbes). «Провинцией» Молодцов управлял 2 года. После ухода из ИД, он отсудил у структуры Блаватника около 4 млн рублей за досрочное расторжение договора и за кредит, выданный Молодцовым «Провинции» из личных средств.
Александр Страхов из АиФ перешел в UMH на должность СЕО, на которой помогал владельцу холдинга Борису Ложкину — ныне глава администрации президента Украины — выстраивать российско-украинский бизнес.
В 2013 году Ложкин продал бизнес 27-летнему владельцу Восточно-Европейской топливно-энергетической компании (ВЕТЭК) Сергею Курченко. После продажи UMH Group вошел в медиаструктуру «ВЕТЭК-медиа» (холдинг UMH Group управляет более чем 50 брендами на медиарынке Украины. В портфель компании входят такие издания, онлайн-ресурсы и радио, как «Forbes Украина», Vogue, «Корреспондент», «Теленеделя», football.ua, «Ретро FM», «Наше радио», Europa Plus, «Авторадио», «Аргументы и Факты», «Комсомольская правда» и др.).
В конце марта нынешнего года Генпрокуратура Украины объявила Курченко в розыск по подозрению в хищении имущества госпредприятия «Укргаздобыча» совместно с другими лицами, а в августе хозяйственный суд Киева наложил арест на средства и недвижимость ВЕТЭК и еще нескольких компаний предпринимателя. За месяц до этого в отставку ушел председатель наблюдательного совета UMH Group, российский менеджер Юрий Ровенский.
Один из источников в UMH утверждает, что, отойдя от операционного управления активов UMH Russia, Страхов продолжит консультировать Молодцова, но теперь его главной задачей станет участие в распределении бюджетов на Украине. Задача Молодцова на новом месте — вывести российские активы UMH из убытка на прибыль, утверждает собеседник «Известий» в ИД «Популярная пресса».
— Российская версия «Теленедели» генерирует практически весь контент для «Теленедели» украинской, — объясняет источник. — Телегид — дорогостоящий продукт, на то, чтобы влезать в частную жизнь, посещать светские тусовки, писать материалы и при этом не зарабатывать репутацию бульварного издания, нужны немалые средства. Сейчас выходит так, что успешный украинский актив живет на контенте неприбыльного в России журнала «Теленеделя».
Другой источник «Известий» утверждает, что российский бизнес подвержен ударам с двух сторон. С одной стороны, Сергей Курченко, еще весной обещавший не прекращать финансирование своих медиа (несмотря на предполагаемый убыток «ВЕТЭК-медиа» в $2 млн по итогам года, уточняет источник), летом существенно сократил финансирование. С другой стороны, в прошлом году в «Теленеделе» сократились рекламные доходы. Коммерческий директор UMH Russia Дмитрий Огурцов не смог озвучить текущий убыток «Теленедели» и «Футбола». На момент публикации стало известно о том, что Огурцов тоже переходит на другую должность — теперь он займется вопросами инвестиций в структуре UMH Russia.
Сведения о прибылях и убытках трех компаний, включенных в UMH Russia, за 2013 год пока не опубликованы. По данным базы «СПАРК-Интерфакс», ООО «Теленеделя» стабильно находилась в убытке с 2008 по 2011 год: в кризисном 2008-м убыток компании составлял 326 млн рублей, а в 2011-м убыток составил 272 млн при доходе 376 млн рублей. В 2012 году ситуация выправилась: «Теленеделя» заработала около 531,5 млн рублей и вышла на чистую прибыль почти 14 млн.
Однако в 2013 году, по подсчетам Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР), объем рекламы в печатных СМИ сократился на 9%, а конкретно в журналах — почти на 20%. Падение на журнальном рынке продолжилось и в этом году. По словам вице-президента АКАР Владимира Евстафьева, за первое полугодие 2014 года рекламные доходы журналов сократились в среднем на 11%.
По данным TNS Russia, среди издательских домов России «Популярная пресса» занимает 12-е место. В период с декабря 2013-го по апрель 2014 года доля ИД на рынке составляла 6,8%, а охват аудитории — 4,1 млн человек. Ближайший конкурент — издательство «Семь дней», выпускающее одноименный телегид и журнал «Караван историй», занимает седьмую строчку списка TNS с 12,5% рынка и 7,5 млн читателей.
У «Теленедели» самый низкий показатель по аудитории одного номера (AIR) среди популярных телегидов. За прошедший год AIR «Теленедели» снизилась с 4 млн человек до 3,4 млн. Это в 2,5 раза меньше, чем у ближайшего конкурента еженедельника — «Антенны-Телесемь», которая в марте–июле стала лидером среди всех еженедельных и ежедневных изданий в России по AIR — 9,3 млн человек в среднем прочитали один номер издания. В тот же период показатель AIR «Телепрограммы» издательского дома «Комсомольская правда» составил 4 млн человек, номер «Семи дней» собирал 3,7 млн читателей, по данным NRS Russia.
Аудитория «Футбола» за прошедший год выросла: в марте–июле 2013 года AIR журнала была на уровне 709 тыс. человек, за тот же период 2014 года аудитория приблизилась к 800 тыс. человек. Правда, журнал пока уступает спортивному еженедельнику «Советский спорт. Футбол», номер которого в тот же период читало больше 900 тыс. человек.