О создании организации по поддержке медиа в России Ходорковский объявил в конце сентября. Тогда он сообщил, что готов профинансировать несколько медиастартапов, ориентированных на российскую аудиторию, каждый из которых получит 5-30 млн руб. в год.
«Открытые медиа» - это как акселератор для стартапов, только в области медиа, объяснил «Ведомостям» Ходорковский: «Мы даем командам финансирование, предоставляем инфраструктуру, консультируем. Все это помогает проектам выйти на рынок, набрать аудиторию и найти свою бизнес-модель».
Уже получили финансирование и работают в тестовом режиме такие проекты, как «Открытая экономика», «Центр управления расследованиями» (ЦУР), «Инфометр», «Гаусс» и «Культтриггер», рассказал предприниматель. Описывать проекты он не стал, предложив обратиться к их главным редакторам.
«Открытые медиа» - это общественно-коммерческий проект, утверждает Ходорковский: «Сейчас подавляющая часть населения России живет в информационном гетто. По нашим оценкам, лишь около 0,6 млн граждан регулярно читают и обмениваются информацией, опубликованной СМИ, которые не зависят от государства. Все остальные находятся под сильным влиянием госпропаганды».
В широком смысле уже отобранные проекты объединяет то, что они прежде всего ориентированы на расследования и объяснение того, что происходит с российской экономикой, бизнесом, культурой, наукой, говорит он: «Мне интересны те проекты, публикации которых вызовут недовольство российских властей». «Открытые медиа» могли бы стать полностью общественным проектом, когда медиа живут на гранты и об их окупаемости даже в далекой перспективе речи не идет, рассуждает Ходорковский: «Но как предприниматель я знаю, что лучший способ оценки эффективности проекта - это его способность зарабатывать деньги. Если проект зарабатывает деньги, значит, он действительно интересен, работает и развивается». С другой стороны, чистым бизнесом «Открытые медиа» назвать тоже нельзя, продолжает он - есть гораздо более эффективные способы заработать деньги.
Стартапы «Открытые медиа» финансирует на условиях партнерского соглашения, говорит Ходорковский: «В соглашениях прописаны условия выхода из проекта, кто и сколько получает, если проект, к примеру, находит нового инвестора». Детали таких соглашений он открыть отказался, лишь уточнив, что стартапы сотрудничают с «Открытыми медиа» как индивидуальные предприниматели и что при заключении соглашения партнеры договариваются, каких показателей должен достичь проект - это могут быть, к примеру, аудиторные показатели.
У стартапов есть два года, чтобы доказать свою эффективность и выйти на рынок, рассказал предприниматель: «В идеале я рассчитываю, что через два года мы получим около десяти сильных проектов, один-два из которых к тому времени выйдут на самоокупаемость или даже будут проданы». Скорее всего, за это время состав проектов поменяется, указывает он: «Будет просто удивительно, если вся первая десятка выживет. Какие-то просто не взлетят, и мы заменим их новыми командами». Поэтому бизнесмен будет регулярно обсуждать с командами достигнутые показатели: «И тут для меня главное - темпы роста».
Читать далее на Vedomosti.ru