ВГТРК подала к ООО "ВебТВ" (управляет Zoomby) иск о взыскании задолженности в размере 46 млн руб. и пени 7 млн руб., следует из картотеки суда. Как уточнил собеседник "Ъ" в медиахолдинге, он хочет взыскать "долг за использование контента за два-три года".
Zoomby на 73,75% принадлежит "Газпром-медиа", остальное — у структур ВГТРК. По данным "СПАРК-Интерфакса", сервис убыточен: выручка "ВебТВ" в 2015 году составила 50,68 млн руб., чистый убыток — 30,5 млн руб. Zoomby был запущен в 2010 году и входил в холдинг WebMediaGroup, основанный нынешним президентом "Ростелекома" Сергеем Калугиным. В 2010 году совладельцы Zoomby объявили об инвестициях в сервис $10 млн, в 2013 году компания привлекла еще $10 млн от Газпромбанка, фонда "Лидер-инновации" и акционеров на закупку контента и разработку. Планировалось, что сервис окупится в течение четырех-пяти лет после запуска. Но в 2014 году господин Калугин продал долю в WebMediaGroup Газпромбанку, после чего контроль в Zoomby у банка купил "Газпром-медиа".
Проблемы есть и у другого онлайн-кинотеатра "Газпром-медиа" — специализирующегося на киноконтенте Now.ru. По словам собеседника "Ъ", осведомленного о планах холдинга, Now.ru может быть закрыт. Источник в "Газпром-медиа" признает, что "все к этому близится", но подчеркивает, что Now.ru "пока продолжит существовать".
Now.ru был запущен в 2011 году по инициативе бывшего гендиректора ТНТ Романа Петренко. По данным отчетности ТНТ, объем долгосрочных займов управлявшего сервисом ЗАО "Сейчас" от структур холдинга достиг к концу 2013 года 1,491 млрд руб. Там же указывалось, что ТНТ готовился к обесценению этих займов, в том числе в связи с многолетними убытками видеосервиса.
В 2015 году "Сейчас" было присоединено к ООО РТВ, которое управляет развлекательными телеканалами "Газпром-медиа"; финансовые показатели сервиса не раскрываются.
Крупнейший онлайн-актив "Газпром-медиа" — Rutube, на него и делается основная ставка, а ситуация с остальными видеосервисами оставляет желать лучшего, констатирует источник "Ъ" в одном из партнеров холдинга. Так, за два года показатели Zoomby вернулись к уровню первых месяцев работы, а аудитория упала в разы, утверждает он. По данным TNS Russia, в июне 2016 года месячная аудитория Zoomby составляла 1,01 млн, тогда как в июне 2015-го — 7,33 млн, а в июне 2014-го — 9,46 млн посетителей. При этом аудитория Rutube тоже резко снизилась — с 6,19 млн в июне 2014 года до 3,85 млн в минувшем июне. В 2015 году доля "Газпром-медиа" на рынке российских онлайн-кинотеатров составляла 10% (учитывалась выручка Zoomby, Now.ru и RuTube от профессионального видео), оценивала iKS-Consulting. Весь рынок оценивался в 3,4 млрд руб.
Представитель "Газпром-медиа" отказался от комментариев. Собеседник "Ъ" в холдинге подтверждает, что ставка делается на "органически популярный Rutube". Рост аудитории Zoomby в предыдущие годы он связывает с покупкой трафика, теперь, по его словам, холдинг сократил операционные расходы Zoomby, и его убыток тоже сократился в разы (в 2014-м он составлял 102 млн руб.). Что касается иска ВГТРК к Zoomby, продолжает собеседник "Ъ", то этот долг "накапливался с 2012 года".
"Газпром-медиа" уже пытался реорганизовать это направление бизнеса. Так, в 2014 году "Ростелеком" и "Газпром-медиа" хотели создать совместную компанию, куда вошли бы Zoomby, Now.ru и Rutube. В рамках подготовки к сделке к Rutube перешел эксклюзив на онлайн-показ популярного контента ТНТ, включая выпуски Comedy Club, ситкомы и сериалы, на несколько лет, рассказывали источники "Ъ". Но в конце 2014 года в "Газпром-медиа" сменилось руководство: вместо Михаила Лесина холдинг возглавил Дмитрий Чернышенко, и сделка сорвалась на финишном этапе. "Газпром-медиа" продолжал искать возможности развития в интернете и в итоге объединил Rutube с крупнейшей сетью дистрибуции легального контента в рунете Pladform, через которую размещается видео на разных площадках, включая социальную сеть "ВКонтакте". В общей компании Ruform у "Газпром-медиа" 33,3%, остальное — у акционеров Pladform Армена Гулиняна, Ивана Таврина и компании Innova.