«АС Рус Медиа», издающая Forbes в России, наняла консалтинговое бюро РАМТ, рассказали “Ъ” источники в нескольких медиакомпаниях, включая сотрудников журнала. РАМТ разработало для Forbes стратегию и операционный план, подразумевающий изменения в структуре компании и управлении, уточняет один из собеседников. К работе с Forbes РАМТ, по информации собеседников “Ъ”, приступило в сентябре, вскоре после этого из издания ушли исполнительный директор Глеб Прозоров и финансовый директор Светлана Левицкая. На место господина Прозорова был назначен бывший топ-менеджер Rambler Денис Кошкин, который также выполняет функции финдиректора.
По словам источников “Ъ”, задача консультантов — повышение стоимости компании за счет новых сервисных продуктов, например подписных и образовательных, и рост операционной эффективности.
Два источника утверждают, что РАМТ обязалось увеличить стоимость бизнеса к концу 2023 года, и за это консультанты получат фантомный опцион в размере 20% от разницы в капитализации компании на входе в проект, который состоялся в сентябре, и на выходе из него — 31 декабря 2023 года.
Владелец Forbes в России Магомед Мусаев опроверг информацию про фантомный опцион, заявив “Ъ”, что компания только что утвердила новую стратегию и работает с разными консультантами, в их числе и члены совета директоров. «Как только я купил издание, каждый день консультируюсь с партнерами. Любой внешний игрок может прийти, и если он увеличит капитализацию Forbes, я найду механизм его мотивировать»,— добавил Магомед Мусаев. Все операционные решения принимает менеджмент во главе с гендиректором журнала Эльмаром Муртазаевым, он отвечает и за кадровую политику, подчеркнул господин Мусаев. «Консультации с РАМТ были, но они не носят характер отдельного большого соглашения»,— сообщил господин Муртазаев.
Консалтинговое бюро РАМТ в начале 2021 года основали бывший гендиректор Rambler Group Рафаэль Абрамян и бывший гендиректор входившего в нее медиахолдинга Rambler & Co (объединяет Lenta.ru, Gazeta.ru, «Афиша» и другие медиа) Максим Тадевосян. Они ушли из корпорации после ее поглощения «Сбером» и занялись консультированием цифровых сервисов для разных компаний, разработкой стратегий, бизнес-планов и др.
По данным Ассоциации коммуникационных агентств России, объем рекламы в журналах в первые три квартала 2021 года снизился на 2% по отношению к январю—сентябрю 2020-го, до 3,6 млрд руб.; падение к тому же периоду докризисного 2019 года составило 45%.
Выручка «АС Медиа Рус» в 2020 году падала гораздо медленнее рынка, на 6%, до 550 млн руб., убыток составил 45 млн руб., по данным Kartoteka.ru. Бизнесмен Магомед Мусаев стал владельцем российского Forbes в 2018 году, выкупив его у Александра Федотова. Лицензия журнала была продлена до 2023 года, в том же году была принята трехлетняя стратегия журнала. Позже, в 2021 году, господин Мусаев приобрел лицензию на издание Harvard Business Review в России. Журнал Forbes покупался за долги и стал прибыльным по итогам первого полугодия 2021 года, говорит один из источников.
Гендиректор холдинга «ИМ-Медиа» (в прошлом Bauer Media Group в России, выпускает «Тайны звезд», «Оракул» и др.) Алексей Иванов говорит, что в издательском масс-маркете консультанты обычно не привлекаются: «Как правило, мы ищем людей, которые могут расширить горизонты, и берем их в штат». Но Forbes — бизнес-глянец, и ситуация может отличаться, отмечает он. После проседания рекламного рынка в 2020 году точками роста таких изданий, по его мнению, может быть привлечение обратно рекламодателей и развитие направления мероприятий.
Анна Афанасьева