Интернет-радиостанция «Улитка» была открыта седьмого ноября 2013-го года. «Компания «Gaijin Entertainment» и «War Thunder» захотели сделать свою Интернет-радиостанцию, - вспоминает Михаил Тагиров. - И Павел Стебаков, руководитель звукового отдела компании «Gaijin Entertainment», занялся созданием собственной станции. В команду Интернет-радиостанции пригласили коммьюнити-менеджеров компании «Gaijin Entertainment», которые поначалу помогали, занимались пиаром, занимались развитием группы, эфиром, его наполнением. Над радиостанцией сразу начал работать довольно большой и сплочённый коллектив. Конечно, некоторые люди уходили, другие приходили. Текучка везде есть. К коллективу проекта я присоединился практически сразу после его запуска. Дело в том, что я был знаком с Павлом. И до «Радио Улитка» уже работал на Интернет-радиостанции, опыт был. Поэтому и меня пригласили в новый на тот момент радиопроект…».
Павел Стебаков и сегодня – руководитель радиостанции «Улитка». Михаил Тагиров – координатор проекта. Он занимается организационными моментами и работой с коллективом. «Павел - по-прежнему возглавляет проект, - рассказывает Михаил Тагиров. - Он по-прежнему нам помогает, но бразды правления Интернет-радиостанцией Паша целиком и полностью доверил мне: организацию онлайн-деятельности, составление расписания… Хотя я по-прежнему в каких-то вопросах с Пашей советуюсь. Сейчас появились опытные и хорошие ведущие. А я занимаюсь пока тем, что у меня лучше всего получается, а именно организационными моментами. А раньше я и сам проводил эфиры. С сентября снова выйду в эфир со своей передачей. Павел же только закончил выпускать второй сезон передачи «КомпOST», посвященной музыке из игр…».
В команде есть и профессиональные радийщики: «Алексей Каминский работает на FM-радиостанции. Владимир Боровитский профессионально занимается радио и озвучкой. Его голос можно услышать не только в эфире «Улитки». Мы часто обращаемся к звукозаписывающим студиям, которые делают для нас различные исторические передачи и выпуски. К нам часто заглядывают в гости ребята, которые в чём-то очень хорошо разбираются, например, в музыке. Они приходят, делают свои программы. Есть несколько ди-джеев, которые делают сеты, предоставляют свою музыку. Коммьюнити у нас большой, профессионалов довольно много. И вообще наш коллектив большой и сплочённый. Он состоит из профессионалов своего дела, поэтому решить какие-то сложные вопросы в кратчайшие сроки для нас не представлялось трудным, проблем с этим не возникает…».
Михаил Тагиров и RJ Феникс
«Радио Улитка» было создано для поддержания проекта «War Thunder»: «Наш плеер есть в самой игре. Нас можно слушать из клиента, в боях. Люди вместо того, чтобы слушать свою музыку, могут включить «Радио Улитка» и почерпнуть новые знания, ведь у нас выходят исторические передачи. Приятно, когда ты летаешь на какой-нибудь известной машине, знать, что один из прославленных лётчиков Советского союза летал на ней. Во время вылета вы можете услышать рассказ о том, как и кем эта машина использовалась. И, естественно, в эфире звучит хорошая музыка – куда без этого. Ведь играть под музыку гораздо приятнее, чем играть просто так», - считает координатор проекта.
В живых эфирах команда радиостанции делает упор на развлечение радиослушателей: «Это интерактив, общение с аудиторией, «программа приветов», викторины… Сценарий стандартный. У любого ведущего есть свои секреты, но основ каждый из них старается придерживаться. Есть блок музыки, есть разговорный блок, то есть всё то, что имеется на обычных FM-радиостанциях, ничем мы от них не отличаемся в этом плане. Эфирная сетка есть на сайте, мы придерживаемся расписания, от него и играем…» .
В эфире «Радио Улитка» преобладают военно-исторические программы: «Этот день в истории» - десятиминутная передача, в которой рассказывается о том, чем знаменита эта дата: в авиации, танкостроении, морской технике… Мы больше склоняемся к таким темам, потому что «Радио Улитка» - военно-историческое радио с хорошей музыкой. «Боевые будни» - стандартный стол заказов, примерно полуторачасовой, всё зависит от самого ведущего – мы стараемся его не ограничивать во времени. Есть новости проекта. «Абсолютный слух» - программа об известных музыкальных коллективах, чем они знамениты, как прославились. Естественно играет музыка этого исполнителя или группы. «Горизонт событий» - часовой электронный сет. Ведущий, довольно известный в своих кругах, делает для нас лайв с новинками электронной музыки. «Противостояние» – историческая передача. В ней говорится о противостоянии различной техники - и авиационной, и морской, и наземной – друг с другом. Есть «Кавер клаб» - музыкальная программа, в которой мы включаем какие-нибудь каверы. Интересно послушать каверы известных композиций, потому что оказывается, что некоторые моменты лучше оригиналов».
Павел Стебаков
В музыкальной части эфира преобладает рок и электроника. «Электронной музыки приблизительно тридцать процентов, рока – около семидесяти процентов, - уточняет Михаил Тагиров. - Русского рока мало. Он есть, но его не так много, как хотелось бы. Но это из-за того, что качество российской рок-музыки оставляет желать лучшего. На мой взгляд, западный рок приятнее. Мы стараемся исправить эту ситуацию, ищем хорошие композиции, хорошие группы. Мы включаем и «Сплинов», и «Арию», и «ДДТ», и «Короля и Шута»… Но всё равно их мало, эфирную сетку только ими не забьёшь. Из западного рока ставим всё, что угодно, начиная от современных «Disturbed», индастриала, «Rammstein» и заканчивая «ZZ Top», «AC/DC» - у всех же разные вкусы. Конечно, каждому невозможно угодить, но мы стараемся. Из электроники в основном играет вокал-тренс, даб-степ, хотя электронной музыки всё-таки мало, потому что радиослушатели от неё устают. Иногда электроника приятно дополняет рок-музыку, но после пары композиций людям она надоедает. И, несмотря на то, что «Радио Улитка» – это некоммерческий проект, тем не менее, мы соблюдаем законодательство. Мы используем лицензию на воспроизводимую нами музыку…».
Аудитория «Радио Улитка», по словам Михаила Тагирова, достаточно большая. Конкретные цифры назвать он отказался. При этом популярность Интернет-радиостанции растет, замечает координатор проекта: «В группе в социальной сети ВКонтакте уже свыше тринадцати тысяч человек. Большое количество слушателей, большое количество обращений. Группа живая, люди слушают радиостанцию, интересуются ею, предлагают свою музыку, различные исторические факты для их озвучивания в эфире…».
Аудитория «Радио Улитка» не только большая, уточняет Михаил Тагиров, она ещё и разнообразная по возрастному и географическому показателям: «Возраст наших слушателей колеблется от двенадцати-четырнадцати лет и доходит до солидных цифр, нас слушают и взрослые мужчины и женщины. От этого мы и отталкиваемся, когда строим эфир: на радиостанции играет как современный рок, классический рок, так и электронная музыка. Стараемся понравиться всем. Нас слушают и в России, и в СНГ, то есть русскоязычное население. Может быть, когда-нибудь мы перейдём и на английский сегмент, но когда это произойдёт, пока что неизвестно. Наша аудитория – это не только геймеры. В самом начале нас слушали только поклонники компьютерных игр, сейчас же нашу радиостанцию включают и обычные люди, не увлекающиеся играми, кто-то, например, едет на работу и на планшете слушает музыку, кто-то едет на дачу и слушает нас с телефона, а кто-то слушает музыку за компьютером. Многие наши слушатели уже перестали быть игроками «War Thunder», им просто нравится играющая в нашем эфире музыка, передачи, ведущие, прямые трансляции, интерактивы, розыгрыши… Наша аудитория вышла за рамки любителей компьютерных игр. Сейчас мы крупнейшая игровая Интернет-радиостанция в СНГ с большим количеством слушателей, которые очень активны и отзывчивы. Это наш успех. Наша аудитория очень хорошая, атмосфера тёплая и ламповая. Приятно для таких людей что-то делать. Мы сейчас стараемся максимально развиваться. Нас можно слушать на сайте, с мобильных устройств через приложения. Мы есть в приложении игры «War Thunder» для мобильных устройств. Поэтому нас можно слушать и в машине, если имеется хорошее, качественное подключение к Интернету…».
Несмотря на то, что «Радио Улитка» можно слушать на разных платформах, – на сайте радиостанции, в игре, мобильных приложениях – Михаил Тагиров считает, что вещание в FM-диапазоне для любой Интернет-радиостанции будет полезно не только с коммерческой точки зрения: «Это необходимо и для того, чтобы радиослушателям, которые привыкли и любят слушать определённую Интернет-радиостанцию, было удобно это делать вне зависимости от того, находятся ли они за компьютером, или же едут где-то в машине, находятся за пределами города. FM-диапазон нужен, чтобы любимое радио всегда было под рукой».
Финансовую поддержку «Радио Улитка» по-прежнему оказывают компания «Gaijin Entertainment» и игра «War Thunder», рассказывает координатор онлайновой радиостанции: «Созданием эфиров, ведением эфиров и в целом работой радио занимаются коммьюнити. Слушатели предлагают музыку, темы. Некоторые переходят из разряда слушателей в разряд ведущих. Это всё, конечно, также поддерживается «Gaijin Entertainment», но изнутри: внутриигровой валютой внутри игры «War Thunder», или же какими-то бонусами и плюшками в том же самом проекте. Мы частенько проводим конкурсы и разыгрываем золотых орлов – премиум-валюту игры. Все наши акции связаны с игрой «War Thunder», разработчики нам очень сильно помогают золотыми орлами. Есть, например, викторина «Климб Live». Сейчас её переводим в новый формат, возрождаем. В этой викторине мы разыгрываем золотых орликов. В прямом эфире мы задаём вопросы, слушатели нам отвечают либо на почту, либо присылают свои ответы в чате игры, либо в группе ВКонтакте. Тот, кто первый отвечает, тот получает золотые орлики. Стараемся задавать каверзные вопросы, иногда бывают и обычные – как получается. Большое спасибо стоит сказать Евгению Моисееву, коммьюнити-менеджеру проекта «War Thunder», он же Скваер. Этот человек всегда нам помогает, никогда нам не отказывает. Мы говорим ему, что собираемся провести такой-то конкурс, а для этого нам что-то нужно. Мы, в свою очередь, всячески стараемся оказывать большую информационную поддержку компании «Gaijin Entertainment» и, в частности, проекту «War Thunder»…».
Поддержка «Gaijin Entertainment» покрывает все расходы, и о размещении рекламы команда Интернет-радиостанции даже не задумывается: «Сами мы не рекламируем никакие компании или продукты, - рассказывает Михаил Тагиров. - И рекламой мы никогда не занимались. Размещение рекламы как способ заработка мы не рассматриваем и даже не думаем об этом. Нам это неинтересно. Реклама – это, с одной стороны, способ заработка. Но, с другой стороны, реклама забивает эфирное время, а радиослушателям это не особо приятно. Есть финансовая поддержка от компании «Gaijin Entertainment», и нам пока больше ничего не надо…».
В планах команды Интернет-радиостанции числится и проведение ивент-мероприятий, то есть встречи оффлайн с радиослушателями, игроками. «Но пока это планы. И пока я не могу рассказывать подробности, - кратко отвечает Михаил Тагиров о будущем проекта. - Мы хотим и дальше развиваться, хотим сделать ещё больше интересных эфиров и передач, - продолжает редактор «Радио Улитка». - Кардинально что-то менять мы не собираемся. В конце лета начнём реализовывать некоторые наши идеи. Собираемся расширить сетку вещания. С сентября начнётся новый сезон. Сейчас лето, пора отпусков, поэтому есть возможность как-нибудь поэкспериментировать, не пугая людей…».
Координатор и вся команда Интернет-радиостанции не собираются останавливаться на достигнутом, у них есть уже кое-какой опыт, и они хотят приобретать новый и развивать дальше свой проект. Михаил Тагиров подчёркивает, что без труда, без ежедневной работы невозможно создать что-то достойное и поддерживать его работоспособность: «То, что мы существуем уже несколько лет, при этом существуем хорошо, наверное, - наша главная заслуга. Мы просто работаем. Наши ведущие продолжают с нами сотрудничать на протяжении всего этого времени. Это, как минимум, круто. Живём, цветём и развиваемся. Как мы добились всего этого? Время, время и ещё раз время и силы, которые тратятся на развитие. Всё это приходит не сразу… «Радио Улитка» для меня стало почти ребёнком, с которым постоянно занимаюсь, нянчусь. У него есть капризы, запросы, он растёт и развивается. Впоследствии, возможно, этот ребёнок вырастет и станет чем-то большим, чем сейчас. Радио – это работа, в первую очередь. Очень много сил, средств, времени уходит на это дело. Если кто-то хочет создать свою радиостанцию просто для веселья, для того, чтобы потешить своё самолюбие, я хочу предостеречь. Если вы хотите развиваться во что-то более крупное, чем просто быть Интернет-радиостанцией, которую слушаете вы сами, ваша собака и ваш сосед, то средств потратить придётся огромное количество, и без головной боли не обойтись. Многие, даже очень крупные проекты, которые существовали и год, и два, и три, пять, закрывались из-за того, что на них просто-напросто не хватало времени. Готовьтесь к тому, что вы столкнётесь с большими финансовыми затратами, да и людские ресурсы потребуются большие. В одиночку или вдвоём-втроём крупную Интернет-радиостанцию невозможно сделать. Для этого необходима большая сплочённая команда. Если у вас есть друзья и знакомые, которые горят этой же самой идей, то предостерегите их, что среди многих крупных онлайновых станций есть мало тех, которые приносят не прибыль даже, а хотя бы какое-то моральное удовлетворение. Для того, чтобы создать Интернет-радиостанцию и раскрутить её, потребуется примерно три-четыре-пять лет… Не каждый человек будет готов в течение пяти лет заниматься по три-шесть часов в сутки радиостанцией вне зависимости от того, выходной ли сегодня или рабочий день…».
Елена Дюкова
© 2001–2021 Фонд Независимого Радиовещания
Адрес редакции:115035, Москва, Раушская набережная, 4/5, строение 1
Телефон редакции:+7-499-551-57-00
Факс редакции:+7-499-551-57-00
Разработка сайта: edenhost.ru