«Идея создания своей собственной радиостанции появилась где-то в 2009-2010-м годах, может быть, и раньше. У меня был киберспортивный проект. Мы периодически устраивали разного рода соревнования, собирались в скайпе. В какой-то момент стало собираться достаточно много народа, мы перестали справляться со всеми желающими. Я начал думать над тем, как можно перевести это дело в иную техническую плоскость. Так образовалось киберспортивное радио. Начало тривиальное и не особо интересное. Первые три-четыре месяца радиостанция существовала в формате, когда мы комментировали игры. Потом я подумал, что было бы клёво делать какие-то профильные передачи. Нашёл геймеров, которые с радостью рассказывали про свои любимые игры, но уровень того продукта, который они производили, был, мягко говоря, не очень. Поэтому через какое-то время эти программы я закрыл. Но у меня теплились мысли о настоящей и полноценной радиостанции. В 2011-м году мысли воплотились в проект», - рассказывает основатель Интернет-радиостанции Playpoint.
Вдохновила Семеона Бобошко другая онлайновая станция: «Я достаточно долго слушал российскую Интернет-радиостанцию Seven Skies, - вспоминает Семеон. - Начала работать она давно, где-то в 2007-м году, но, к сожалению, к сегодняшнему дню уже закрылась. Я очень много её слушал, но в один прекрасный момент понял, что станция перестала отвечать моим эстетическим потребностям, и подумал: «Могу сделать также!..». И начал делать. Нашёл единомышленников, и мы перезапустили радиостанцию в новом формате – абсолютно музыкальном, никакого киберспорта, никаких игроков не было, постарались поднять планку продукта…».
Интернет-радиостанцию ребята в первую очередь делали для себя: «Цель была одна – прийти на работу или домой, включить свою радиостанцию, и не париться по поводу того, что послушать, - рассказывает Семеон Бобошко. - Если ты не можешь слушать собственное радио, то, мне кажется, ты не тем занимаешься. Мы ставили в эфир то, что нам нравилось, и каким-то совершенно непонятным образом вокруг нас образовалось сообщество, люди нас слушали, мы видели статистику – аудитория росла, приходили новые слушатели. И тут нам даже начало помаленьку сносить крышу, мы стали между собой ругаться…».
Разногласия между участниками проекта приводили к тому, что Playpoint несколько раз приостанавливал свою работу. «Каждый перезапуск радиостанции происходил из-за того, что музыкальный отдел разваливался», - уточняет Семеон Бобошко. Сейчас Интернет-радиостанция, по словам её основателя, переживает ещё один достаточно сложный период: «Раньше у нас были и программы, и рубрики. Потом проект заморозили, а сейчас возобновляем работу. Радиостанция продолжала функционировать, но мы распустили в очередной раз музыкальный отдел, сейчас набрали новый, к нам пришли новые ребята: и новый главный редактор, и продюсер передач – они сейчас начинают работать над перезапуском эфира». «На данный момент в эфире у нас играет только музыка, - продолжает Константин Вульсонов. - Раньше ещё выходили передачи, подкасты. Будем в скором будущем возобновлять эту деятельность. Наши программы – это диджейские сеты. Был опыт прямой видеотрансляции из клубов. Мы периодически выступали информационными партнёрами вечеринок. На сайте можно было смотреть видео со звуком, а можно было просто слушать. Возможно, и к этому тоже вернёмся. Было много разных причин, почему радиостанцией мы перестали заниматься. К сожалению, прошлые редакторы не справлялись. А только вдвоём с Семеоном мы не можем заниматься всем проектом. В команде должны быть более компетентные люди в некоторых вопросах. Поэтому мы и решили на время заморозить радиостанцию, чтобы найти новых ребят со свежими идеями».
Семеон Бобошко
Сегодня команда Интернет-радиостанции Playpoint состоит из шести человек. «Константин Вульсонов – технический директор. А вообще он очень много всего делает. Костя присоединился к нам после перезапуска радиостанции. Мы называем его со-основателем потому, что он внёс большой вклад в развитие Playpoint и взял на себя одну из важнейших ролей. Фактически с ним мы весь проект сделали заново. Мы все профессионалы в digital-сфере», - говорит Семеон Бобошко.
«Я занимаюсь непосредственно сайтом и всей технической частью. Семеон у нас - в первую очередь, дизайнер. Вся визуальная подача радиостанции – это его заслуга. Есть iOS-разработчик, с которым мы сейчас делаем приложение под iOS. В будущем, возможно, появится приложение и под Андроид», - обещает Константин Вульсонов.
«Но у нас нет чёткого разграничения: ты занимаешься только этим и всё, - уточняет Семён Бобошко. - В нашей команде три человека сейчас работают над технической составляющей, плюс три человека входят в музыкальный отдел. Мы с Костей руководим вообще всем процессом. И мы придерживаемся такой политики: до последнего не вмешиваться в дела музыкального отдела. Если видим, что у них всё хорошо и без нас, не нужно что-то менять. Наша основная задача состоит в развитии проекта и осуществлении технической и визуальной поддержки. У меня, к примеру, есть хороший опыт в проектировании интерфейсов. Весь этот опыт я проецировал на наш проект, мы скакнули достаточно далеко после этого. Тимофей Степанов – iOS-разработчик – тоже осваивает новые технологии, вскоре, может быть, будет заниматься поддержкой приложения для Андроида. Работа нового музыкального отдела сейчас только строится. Я надеюсь, что с этими ребятами у нас всё получится».
Основные музыкальные направления Интернет-радиостанции Playpoint - это Hip-hop, Trip-hop, IDM, Electronic, Dubstep. «Музыкального стилевого ограничения у нас нет. Играет субъективно приятная музыка», - говорит Константин Вульсонов. «Охарактеризуем её словом «электронная», - добавляет Семеон. - У нас свободная радиостанция. Мы не особо запаривались над моментами, что и с чем сочетать. По сути всё выросло из одного плей-листа, в который начали закидывать музыкальные передачи и подкасты». А главный принцип, которому команда неизменно следует - строгое соблюдение авторских прав и использование в ротации только свободно распространяемой музыки, в том числе и коммерческой.
Константин Вульсонов
Интернет-радиостанция живёт в виртуальном мире, физической локации у неё нет, а контент, который появляется в эфире, авторы записывают самостоятельно. «У нас нет офиса, у нас нет студии. Есть сервер, который нам предоставляет наш технический спонсор, - рассказывает Семеон Бобошко. - Поэтому мы получаем какие-то готовые передачи и подкасты, сделанные специально для нас. Есть готовые аудиозаписи, которые размещаются на различных площадках, SoundCloud, например. Чаще всего люди, которые выкладывают куда-то свои записи, пишут нам сами, говорят, что хотят у нас размещаться. Мы оцениваем, говорим им «да» или «нет» или просим внести какие-то правки, чтобы материал соответствовал нашим представлениям. Ди-джеи сами записываются в студиях и предоставляют нам готовый материал».
Сегодняшняя аудитория проекта Playpoint невелика, его основатель считает, что вообще Интернет-станциям тяжело завоевать большое число слушателей: «Мне кажется, ни у одной онлайновой радиостанции не будет огромной аудитории по простой причине – большая конкуренция. Технологии, с помощью которых работают такие станции, доступны всем. Любой школьник сможет у себя дома на домашнем компе развернуть такое вещание. Качество может быть не очень хорошим. И большинство Интернет-радиостанций никак не зарегистрировано, кроме тех, которые вещают и в FM, и в Интернете. Мы никак не зарегистрированы, и пока не будем об этом заботиться. При перезапуске у нас было порядка пятисот человек на сайте в день. Но надо понимать, что на самом деле слушателей было гораздо больше, потому что точек входа на прослушивание потока больше, чем одна. Сейчас это, например, сайт и приложения. Раньше – сайт и вэб-приложение во ВКонтакте». Константин отмечает, что некоторое время назад была трансляция на The Urban Rooms – федеральной сети Интернет-сайтов. «Мы сотрудничали с сетью городских сайтов, - рассказывает Семеон Бобошко. - Порядка десятка нас ретранслировало. Плюс есть сайты и каталоги, которые достают адрес потока, и этот поток добавляют в свой каталог, и таким образом, наверное, что-то зарабатывают. С The Urban Rooms мы уже не сотрудничаем. У них произошёл редизайн, плееров не осталось, они решили от них отказаться, насколько мне известно. Мне кажется, тогда тысячи полторы слушателей у нас было. Сейчас, конечно, намного меньше».
B прошлом у команды Playpoint есть неудавшаяся попытка сотрудничества с Red Bull. «С ребятами ходили в Red Bull, мы хотели стать их партнёрами, но столкнулись с большим количеством юридических сложностей. И компанию, вроде бы, не устроила наша статистика. Вообще у нас с Red Bull произошла немного необычная история. Когда мы узнали, что у них есть проект Red Bull Music Academy Radio, увидели в списке российских партнёров, то подумали, а почему бы нам тоже не попробовать. Хотя мы никого оттуда не знали. Зашли на сайт, увидели там номер телефона и позвонили по нему, сказали, что хотим встретиться. Скинули им информацию о себе. И нас пригласили в московский офис, чтобы обсудить детали. Пообщались с директором по коммуникациям. Он попросил подготовить для них медиа-кит со всей статистикой. Дальше, к сожалению, ничего не пошло. Видимо, их данные не устроили, точной причины я не знаю. Но когда повеяло возможными дивидендами, мы уже начали потихоньку выбирать цвет своего Maserati…» - смеётся Семеон Бобошко.
Тимофей Степанов
Вообще радиостанцию Playpoint ребята создавали и продолжают ею заниматься не для заработка, хотя от этой возможности они не отказываются. «У нас с Костей есть планы по монетизации. Но это побочное. Если проект начнёт приносить деньги, то будет, конечно, здорово. Конечно, если мы начнём платить деньги людям, они, скорее всего, будут у нас оставаться на продолжительное время. Но лучше набирать таких сотрудников, которым изначально интересно работать и без денег. Они сильнее мотивированы», - считает Семеон Бобошко. «Мы больше за идею, - соглашается Константин Вульсонов, - поэтому хотим подбирать такую команду, которой тоже будет интересно в первую очередь с точки зрения идеи. Монетизация – не наша цель».
Семеон Бобошко отмечает преимущество Playpoint по сравнению с другими онлайновыми радиостанциями: «Слушатели должны нас выбирать, потому что, в отличие от других Интернет-радиостанций, мы можем предложить сервис. Самая главная проблема наших конкурентов заключается в том, что люди думают, что они собрали клёвый музыкальный контент, и только поэтому все к ним прибегут. Наш сервис хорош тем, что мы стараемся заботиться о нашем слушателе. Например, у нас есть адаптивный дизайн сайта и мобильное приложение. Сейчас мы стараемся развивать Playpoint в сторону мобайла в целом. Мы анализируем паттерны поведения наших слушателей и придумали целый специальный сервис для нашего музыкального отдела, который в будущем будет помогать управлять эфиром. Поскольку все мы работаем в digital-сфере, наша команда имеет огромное преимущество перед конкурентами - мы можем получать необходимые консультации от квалифицированных специалистов».
Ребята считают, что в ближайшие несколько десятков лет FM-радиостанции будут продолжать пользоваться большой популярностью, тем не менее, себя на FM-частотах она не видят. «У нас были мысли о FM-частотах. Мы обсуждали возможность ретрансляции, регистрации радиостанции, - рассказывает технический директор Интернет-радиостанции Playpoint. - Но мы от этого отказались. Мы не упираемся в вещание на Россию. К сожалению, в небольших городах хорошая музыка не востребована. Кроме того, FM-частоты - это и большие денежные вложения. Пока есть машины, пока в машины не интегрировали Cкайнет и CarPlay, FM-диапазон будет жить, конечно. Но вообще считаю, что FM перестаёт быть актуальным сегодня при наличии различных Интернет-радиостанций и технологий – ретрансляторов, стримеров и прочих разных вещей». «А я думаю, ещё лет двадцать пройдёт, пока у нас появится CarPlay в машинах, - замечает Семеон Бобошко. – во-первых, нам неоткуда взять столько денег. Можно, конечно, продать пару почек, но не думаю, что это будет разумным решением. Ну, запустится ещё одна радиостанция, где будут сидеть чуваки и затирать какие-нибудь темы. Смысл в этом какой? FM-диапазон – это большой серьёзный рынок с большими деньгами, куда просто так не сунуться. Мы обсуждали эту тему, но ничего привлекательного для себя не нашли в ней. Вещать в FM-диапазоне в каких-то городах нет смысла, наши усилия, скорее всего, будут потрачены впустую. Playpoint для нас – это площадка, на которой мы можем испытывать свои навыки и идеи. Сейчас мы нацелены на мобайл, мы смотрим больше в сторону стриминговых сервисов, типа Spotify, Apple Music… Смотрим, что у них есть хорошего, а что у них не очень хорошо сделано. И пытаемся концептуально выработать новую стратегию ведения эфира, не потокового, как сейчас, а классического сетевого радио. Мы используем термин «классическое сетевое радио». В нашем понимании это всякие Интернет-радиостанции, типа нас, которые вещают на классических технологиях, когда стоит раздаточный сервер, и с него все подкачивают музыку в едином потоке».
Команда Интернет-радиостанции Playpoint планирует перезапуск с новым дизайном, с новой музыкой. «Это уже будет четвёртый, наверное, перезапуск, - улыбается Семеон Бобошко. - Ближайшее будущее для нас – это понятие растяжимое. Надо учитывать, что радиостанцией мы занимаемся, когда у нас есть свободное время. Поэтому процесс может затянуться и на полгода, и на год. Те технологии, которые мы будем использовать сейчас, не особо нам знакомы». «Но это не проблема, с этим мы уже сталкивались», - подхватывает Константин Вульсонов. «Мы выработали концепцию того, чего хотим добиться, но не знаем, насколько это будет осуществимо, насколько это реально сделать на практике, - говорит Семеон Бобошко. - Мы придумали новый формат вещания, который хотим попробовать, но его очень сложно технически реализовать. Костя относительно представляет, как задуманное сделать, а как это пойдёт, мы не знаем. Возможно, начнём размещать рекламу хотя бы дружественных проектов. Надо спонсорские сервера отрабатывать».
Работа над Интернет-радиостанций поменяла отношение команды в целом к радио. «В своё время я очень не любил слушать какие-то радиостанции, потому что музыкальный вкус у меня специфический, и, может быть, поэтому всегда раздражает, когда ставят не то, что нравится, - рассказывает технический директор Интернет-радиостанции Константин Вульсонов. - Playpoint - это первая радиостанция, которая меня зацепила, которую я начал слушать. После знакомства с Playpoint поменялось вообще моё мировоззрение относительно радио. Периодически мне попадаются радиостанции, которые действительно можно слушать. Для меня радио - это музыка в едином потоке, которой можно наслаждаться для расслабления. Но сегодня уже не можешь просто слушать радио, смотришь, как и что сделано, анализируешь, думаешь, что из чужого опыта можно использовать у себя». «Я не зацикливаюсь только на Playpoint, а специально слушаю разные радиостанции, всякие стриминговые сервисы. Смотрю, как и что у них реализовано, анализирую их подход к работе. Это именно анализ конкурентов. В первую очередь, когда я слышу не знакомое мне радио, неважно, FM-радио это, или Интернет-радио, пытаюсь сразу замечать отличия между этой станцией и нашей. Внимательно слушаю их отбивки, джинглы, - говорит Семеон Бобошко. - Радио - это такая концептуальная вещь. Фактически то, чем мы занимаемся, - это не радио, но почему-то называются проекты, подобные нашему, радиостанциями, хотя технологии совершенно разные. Людям нравится слово «радио», наверное, оно им что-то объясняет, оно им привычно…».
Елена Дюкова
© 2001–2021 Фонд Независимого Радиовещания
Адрес редакции:115035, Москва, Раушская набережная, 4/5, строение 1
Телефон редакции:+7-499-551-57-00
Факс редакции:+7-499-551-57-00
Разработка сайта: edenhost.ru